Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 130 "Оставление административного искового заявления без движения" КАС РФ"К административному исковому заявлению Х. об оспаривании нормативного правового акта, копия административного иска с указанными в приложении к нему документами, в суд первой инстанции представлена не была, в результате чего являются верными выводы суда о наличии оснований для оставления административного искового заявления без движения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
(ред. от 31.07.2025)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта (31.03.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта (31.03.2025)
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В административном исковом заявлении должны содержаться данные о нормативном правовом акте, его применении к административному истцу, какие права лица нарушены или о существовании реальной угрозы их нарушения, наименования и некоторые положения нормативного правового акта с большей юридической силой, требование о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части со ссылкой на несоответствие законодательству Российской Федерации. К заявлению также необходимо приложить сам оспариваемый нормативный правовой акт. Однако, если на момент подачи административного искового заявления оспариваемый нормативный акт прекратил действовать, суд отказывает в принятии заявления. Если же акт не вступил в силу, то суд возвращает исковое заявление. При несоблюдении требований к форме заявления оно остается без движения <6>. Если административный истец не является субъектом отношений, регулируемых нормативным правовым актом, или акт не нарушает или не затрагивает его права, свободы, законные интересы, судья отказывает в принятии заявления к производству <7>. При этом формулировка основания к отказу в принятии искового заявления, данная в ст. 128 КАС РФ, "иным способом затрагивает права, свободы и законные интересы", не согласуется с содержанием ч. 1 ст. 208 КАС РФ. В судебной практике имеются сложности при установлении у заявителя такого права. Во избежание правовой коллизии данное основание необходимо закрепить в ст. 210 КАС РФ, исключив из него формулировку "иным способом затрагиваются права, свободы и законные интересы" <8>, поскольку из многочисленной судебной практики следует, что судебная защита по данной категории дел гарантируется лицу, если имеются основания полагать, что его права и свободы в этой области ему принадлежат и были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В административном исковом заявлении должны содержаться данные о нормативном правовом акте, его применении к административному истцу, какие права лица нарушены или о существовании реальной угрозы их нарушения, наименования и некоторые положения нормативного правового акта с большей юридической силой, требование о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части со ссылкой на несоответствие законодательству Российской Федерации. К заявлению также необходимо приложить сам оспариваемый нормативный правовой акт. Однако, если на момент подачи административного искового заявления оспариваемый нормативный акт прекратил действовать, суд отказывает в принятии заявления. Если же акт не вступил в силу, то суд возвращает исковое заявление. При несоблюдении требований к форме заявления оно остается без движения <6>. Если административный истец не является субъектом отношений, регулируемых нормативным правовым актом, или акт не нарушает или не затрагивает его права, свободы, законные интересы, судья отказывает в принятии заявления к производству <7>. При этом формулировка основания к отказу в принятии искового заявления, данная в ст. 128 КАС РФ, "иным способом затрагивает права, свободы и законные интересы", не согласуется с содержанием ч. 1 ст. 208 КАС РФ. В судебной практике имеются сложности при установлении у заявителя такого права. Во избежание правовой коллизии данное основание необходимо закрепить в ст. 210 КАС РФ, исключив из него формулировку "иным способом затрагиваются права, свободы и законные интересы" <8>, поскольку из многочисленной судебной практики следует, что судебная защита по данной категории дел гарантируется лицу, если имеются основания полагать, что его права и свободы в этой области ему принадлежат и были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, суды, удовлетворяя административные иски об оспаривании нормативных актов, нередко признают их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, суды, удовлетворяя административные иски об оспаривании нормативных актов, нередко признают их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Статья: О мерах предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов замолвите слово
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Часть 7 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривала, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Функциональный анализ данной нормы приводил суды к выводу о том, что применение обеспечительных мер законодательством не предусмотрено. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повлекло не так много существенных изменений в регулировании, но одним из таких немногочисленных изменений было предоставление судам полномочия принимать по административному иску об оспаривании нормативного правового акта единственную меру предварительной защиты - запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Спустя почти 6 лет пришло время дать оценку тому, как меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов работают на практике.
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Часть 7 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривала, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Функциональный анализ данной нормы приводил суды к выводу о том, что применение обеспечительных мер законодательством не предусмотрено. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повлекло не так много существенных изменений в регулировании, но одним из таких немногочисленных изменений было предоставление судам полномочия принимать по административному иску об оспаривании нормативного правового акта единственную меру предварительной защиты - запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Спустя почти 6 лет пришло время дать оценку тому, как меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов работают на практике.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В практике возникают и курьезные ситуации, когда суды отказываются принимать иск об оспаривании неопубликованного акта по причине отсутствия информации о дате и источнике публикации. Однако такие аргументы не выдерживают критику вышестоящих судов: "В поданном в суд... ходатайстве Ф.И.О.1 указывает, что не может указать источник и дату опубликования обжалуемого нормативного правового акта ввиду отсутствия факта опубликования. Принимая во внимание то обстоятельство, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта... входит в круг вопросов, подлежащих установлению судом при рассмотрении по существу административного дела об оспаривании нормативного правового акта, возвращение административного иска по мотиву отсутствия информации об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта в такой ситуации положениям процессуального закона не соответствует" <39>.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В практике возникают и курьезные ситуации, когда суды отказываются принимать иск об оспаривании неопубликованного акта по причине отсутствия информации о дате и источнике публикации. Однако такие аргументы не выдерживают критику вышестоящих судов: "В поданном в суд... ходатайстве Ф.И.О.1 указывает, что не может указать источник и дату опубликования обжалуемого нормативного правового акта ввиду отсутствия факта опубликования. Принимая во внимание то обстоятельство, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта... входит в круг вопросов, подлежащих установлению судом при рассмотрении по существу административного дела об оспаривании нормативного правового акта, возвращение административного иска по мотиву отсутствия информации об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта в такой ситуации положениям процессуального закона не соответствует" <39>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) ст. 211 КАС РФ устанавливает МПЗ по административному иску об оспаривании нормативного правового акта;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) ст. 211 КАС РФ устанавливает МПЗ по административному иску об оспаривании нормативного правового акта;
Статья: Правомерное применение недействующих и утративших юридическую силу правовых норм
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Этот подход отражен в Определении КС РФ от 25 ноября 2020 г. N 2791-О, в котором еще раз обращено внимание на то, что вне зависимости от того, с какого момента нормативный правовой акт признан судом недействующим, факт его признания недействующим может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, если он был признан недействующим по административному иску лица, в основу решения которого по гражданскому делу был положен этот нормативно-правовой акт <19>. Здесь же КС РФ отметил, что заявитель мог бы при рассмотрении гражданского дела указать на противоречие применяемого суда акта акту, имеющему юридическую силу, или возбудить административное дело по его оспариванию. В связи с этим видится обоснованным сделанное в научной литературе предложение о необходимости обеспечить пересмотр дела по новым обстоятельствам "также и тем, кто хотя и не был заявителем административного иска об оспаривании нормативного акта, но заявлял о неприменении нормативного акта при рассмотрении дела в порядке реализации прав, предоставленных абз. 13 ст. 12 ГК РФ" <20>.
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Этот подход отражен в Определении КС РФ от 25 ноября 2020 г. N 2791-О, в котором еще раз обращено внимание на то, что вне зависимости от того, с какого момента нормативный правовой акт признан судом недействующим, факт его признания недействующим может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, если он был признан недействующим по административному иску лица, в основу решения которого по гражданскому делу был положен этот нормативно-правовой акт <19>. Здесь же КС РФ отметил, что заявитель мог бы при рассмотрении гражданского дела указать на противоречие применяемого суда акта акту, имеющему юридическую силу, или возбудить административное дело по его оспариванию. В связи с этим видится обоснованным сделанное в научной литературе предложение о необходимости обеспечить пересмотр дела по новым обстоятельствам "также и тем, кто хотя и не был заявителем административного иска об оспаривании нормативного акта, но заявлял о неприменении нормативного акта при рассмотрении дела в порядке реализации прав, предоставленных абз. 13 ст. 12 ГК РФ" <20>.
Статья: Взаимодействие частного и публичного права на примере административно- и гражданско-правовых способов защиты
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В порядке рассмотрения выделим право суда принять меру предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативных правовых актов исключительно в виде запрета применения оспариваемого акта или его оспариваемых положений, но только в отношении административного истца (ст. 211 КАС). Предполагается расширительное толкование этой нормы - применение указанной меры и в случае подачи заявления в защиту прав третьих лиц в отношении последних. Юридическая техника требует включения этого уточнения в норму закона.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В порядке рассмотрения выделим право суда принять меру предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативных правовых актов исключительно в виде запрета применения оспариваемого акта или его оспариваемых положений, но только в отношении административного истца (ст. 211 КАС). Предполагается расширительное толкование этой нормы - применение указанной меры и в случае подачи заявления в защиту прав третьих лиц в отношении последних. Юридическая техника требует включения этого уточнения в норму закона.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.