Все новости
Сегодня
Запрет общаться за рулем по телефону без гарнитуры предложено расширить – поправки Минтранса
Сегодня
Общие требования к посещению пациентов священнослужителями могут появиться в 2025 году
Сегодня
Суды напомнили: замена некачественного товара по госконтракту исключает взыскание штрафа
Сегодня
Появилась форма заявления об актуализации сведений в цифровом паспорте промпродукции
Сегодня
Мониторинг качества финансового менеджмента: Минфин выпустил новую методичку по его проведению
Сегодня
При лечении эндометриоза нужно будет использовать новые клинические рекомендации
Сегодня
100 новых инструкций для подготовки договоров и внутренних документов уже в КонсультантПлюс
Сегодня
Важные новости для юриста за неделю с 30 сентября по 4 октября
Сегодня
ВС РФ указал, когда нельзя удержать комиссию при возврате кредитору денег ликвидированного юрлица
Сегодня
Важные новости для бухгалтера за неделю с 30 сентября по 4 октября
Сегодня
Налоговые уведомления для физлиц: ФНС создала промостраницу
Сегодня
Выполнение квоты для инвалидов: разъяснения Минтруда
5 октября
Ставка по налогу на прибыль для радиоэлектроники: Госдума рассмотрит ее повышение
5 октября
Минтранс предложил эксперимент по контролю за перевозками пассажиров по межрегиональным маршрутам
5 октября
Доплата преподавателям фундаментальных дисциплин: правительство запускает пилотный проект
4 октября
Правительство утвердило график переноса выходных в 2025 году
4 октября
Пояснительная записка к отчетности федеральных учреждений: поправки уже на регистрации в Минюсте
4 октября
Контроль медпомощи по ОМС: Минздрав изменил перечень нарушений
4 октября
Обновлены клинические рекомендации по лечению миомы матки
4 октября
ФАС хочет ввести единые правила проведения имущественных торгов
4 октября
Техрегламент безопасности химической продукции: Минпромторг разработал проект
4 октября
Господдержка на зарплаты медиков и премии за выявление онкологии – проект о продлении в Госдуме
4 октября
ВС РФ: выходные и праздники не относятся к уважительным причинам пропуска срока на обжалование
4 октября
Порядок ознакомления с материалами таможенной проверки изменится – поправки приняты в третьем чтении
4 октября
Иностранные продавцы товаров из ЕАЭС: ФНС доработала заявления для учета
4 октября
Минпромторг предложил продлить пилотный проект такс-фри на 3 года
4 октября
Росстат пояснил, как учреждениям заполнять формы по зарплате с отчетности за январь – март 2025 года
4 октября
Роструд: при приеме на работу с командировками на Крайний Север медосмотр не нужен
4 октября
Госзаказчик установил 2 требования об отсутствии данных об участниках в РНП – суд не нашел нарушений
3 октября
Контроль за маркировкой товаров: перечень индикаторов риска расширится с 13 октября 2024 года
3 октября
Радиоэлектроника и льготная ставка по налогу на прибыль: кабмин предложил продлить меру поддержки
3 октября
Обработка персональных данных: Минцифры предлагает выявлять новый индикатор риска
3 октября
Допуск медиков к работе без аккредитации: Минздрав определил условия
3 октября
Минэкономразвития предложило коэффициенты-дефляторы на 2025 год
3 октября
Подача документов в арбитражный суд через Госуслуги: подготовлен проект порядка
3 октября
ВС РФ разъяснил, как получить имущество по ликвидационной квоте после закрытия общества
3 октября
Стипендии: Минобрнауки напомнило минимальные размеры с 1 сентября 2024 года
3 октября
ФНС подготовила обзор своих позиций по жалобам налогоплательщиков за II квартал 2024 года
3 октября
Статистическая отчетность П-6: Росстат обновил указания по заполнению
3 октября
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за июль – август 2024 года
3 октября
ФАС: госзаказчик не может принять к оценке часть суммы исполненного контракта
2 октября
За подделку документов для иностранцев хотят наказывать строже – проект в Госдуме
2 октября
Банкам запретят повышать лимит потребкредита без согласия заемщика: проект принят в первом чтении
2 октября
Ростехнадзор уточнит нормы промышленной безопасности объектов со сжиженными углеводородными газами
2 октября
Суд: субсидию на муниципальное задание нельзя тратить на кредиторскую задолженность за прошлый год
2 октября
Доброкачественная дисплазия молочной железы: опубликованы новые клинические рекомендации
2 октября
Госпошлина за регистрацию договора аренды в ЕГРН увеличится – проект поступил в Госдуму
2 октября
Авиабизнес будет соблюдать спецпорядок расчетов с рядом иностранных кредиторов до конца 2030 года
2 октября
Инвестиционный вычет по прибыли при вложениях в инновационные проекты – закон опубликован
2 октября
Росстат обновил указания по заполнению формы 12-Ф
2 октября
Минфин опубликовал таблицу соответствия КВР и кодов КОСГУ на 2025 год
2 октября
ВС РФ поддержал победителя закупки по Закону N 223-ФЗ, который не подписал договор из-за санкций
2 октября
Санитарная обработка на пищевых производствах: появились методрекомендации
30 апреля 2020

Практика в помощь: рассматриваем особенности споров о дистанционной торговле за 2018-2020 годы

Многие продавцы уже давно занимаются онлайн-торговлей, а кто-то только начал вести дела таким способом в свете последних событий. Обзор подскажет, когда продажу можно считать дистанционной и какие нюансы учесть в отношениях с потребителями.

Разбираемся, есть ли дистанционность

Элементы онлайн-торговли встречаются очень часто, но это не всегда позволяет признать способ продажи дистанционным. От решения этого вопроса зависит, например:

  • возможность потребителя отказаться от товара надлежащего качества;
  • обязанность продавца соблюдать особые требования к рекламе, указывая в ней подробные сведения о себе.

Если на сайте можно только выбрать товар, но не купить

Суды обращают внимание на то, требовалось ли потребителю обращаться в офис продаж и была ли возможность непосредственно ознакомиться с товаром.

В одном из примеров антимонопольный орган рассматривал торговлю как дистанционную: покупатель мог сообщить о намерении приобрести товар, заполнив форму на сайте. Спор касался признания рекламы ненадлежащей, так как она не содержала необходимых сведений о продавце.

Суды не признали способ продажи дистанционным, хотя информация о товарах содержалась на сайте и под наименованиями была кнопка "заказать". Выяснилось, что онлайн-торговля не реализована в полной мере: оплатить товар через сайт нельзя, для приобретения нужно обращаться в офис продаж. В итоге победу в споре одержал продавец.

Отметим, в похожем случае аналогичный подход устоял в ВС РФ, он отказался пересматривать дело.

Встречаются ситуации, когда оформить покупку с помощью сайта нельзя, но это не исключает дистанционной торговли. Значение имеет тот факт, мог ли потребитель непосредственно ознакомиться с товаром. Мосгорсуд рассматривал случай, когда стороны заключили договор путем выставления счета и его оплаты, что подтверждалось перепиской по электронной почте. Способ продажи был признан дистанционным.

Если потребитель использует не доставку, а самовывоз

Порой заказ оформляют в интернет-магазине, а забирают в розничном. Часто этот вариант используют при покупке цифровой и бытовой техники. Суды обычно не признают такой способ продажи дистанционным, поскольку при передаче товар демонстрируется потребителю, есть возможность с ним ознакомиться.

В недавней практике встречались примеры, когда покупателям не удавалось вернуть телевизор, ультрабук по правилам дистанционной торговли.

Есть и иная практика: не в пользу продавца. Покупатель выбирал товар по каталогу, забирал заказ в магазине. Позже он решил отказаться от товара, купленного дистанционно, но продавец не вернул деньги. Суд указал:

  • сам факт приобретения товара в стационарном объекте торговли не говорит о заключении обычного договора розничной купли-продажи;
  • доставка товара на дом покупателю не является безусловным требованием к договору дистанционной продажи.

В результате продавца обязали вернуть деньги за товар, заплатить потребителю штраф и компенсацию морального вреда.

Стараемся не прибегать к односторонним отказам от заказов

Рассмотрим, на чью сторону встают суды в случаях, когда покупатель оформляет заказ и оплачивает товар онлайн, а продавец отказывается от договора.

В одном из споров продавец отказался передать оплаченный товар, ссылаясь на то, что в его названии была ошибка, он отсутствует в наличии и не производится. Потребитель хотел через суд обязать продавца передать товар. Однако суд не удовлетворил требование, подчеркнув, что не может возложить на ответчика заведомо неисполнимое обязательство.

В другом деле потребитель оформил на сайте заказ на приобретение телефона со скидкой 99% и оплатил его, но продавец отменил заказ. Он пояснил, что цена товара была указана ошибочно, на сайте интернет-магазина произошел технический сбой. Эти доводы не помогли. Суд поддержал потребителя и обязал продавца передать товар.

На практике также встречались случаи, когда:

  • нижестоящие суды признавали право продавца на односторонний отказ от договора дистанционной продажи, но кассация не соглашалась и возвращала дело на новое рассмотрение;
  • отказ от передачи товара признавали правонарушением, которое может повлечь предупреждение или штраф (для юрлиц от 10 тыс. до 30 тыс. руб.).

Готовим доказательства, что уведомили потребителя о порядке и сроках возврата товара

При дистанционной торговле потребитель может вернуть товар надлежащего качества. На это есть либо 7 дней, либо 3 месяца (если в момент доставки продавец не предоставил письменно информацию о порядке и сроках возврата).

Практика знает примеры, когда продавцу не удалось доказать, что он информировал потребителя о правилах возврата. Они встречались у Мосгорсуда, Свердловского областного суда.

Если не сообщить потребителю необходимую информацию, это грозит не только продлением срока возврата товара, но и административной ответственностью. Подобный пример есть в практике Тринадцатого ААС.

Не игнорируем требования о возврате денег, даже если не получили назад товар

Бывают ситуации, когда потребитель хочет отказаться от товара и требует возврата денег, но при этом он еще не вернул сам товар. Некоторые суды приходят к выводу о том, что до возврата товара у покупателя нет права требовать назад деньги. Данный подход применялся, например, в спорах об отказе от телефона, туфель.

Однако нужно учитывать, что встречается и другая позиция. Так, в одном из примеров суд обязал продавца вернуть деньги, но вместе с тем предписал, чтобы покупатель вернул товар – отправил шубу и пальто по почте.

Выходит, лучше не доводить дело до суда, игнорируя требования потребителя, а лишний раз разъяснить правила возврата товара и договориться о его доставке.

Предпринимаем все необходимые меры, чтобы вернуть деньги

Если отказавшийся от товара покупатель не дает реквизиты банковского счета либо отказывается лично явиться в магазин за деньгами, это не спасет от ответственности за просрочку.

По правилам продажи товаров дистанционным способом третий вариант возврата денег – почтовый перевод. Суды указывают и на еще один способ – внесение средств на депозит нотариуса. Примеры можно найти у Санкт-Петербургского городского суда, Мосгорсуда.

Связанные новости