Все новости
Сегодня
"Важнейшая практика по статье": новое за ноябрь
Сегодня
Минпросвещения обновляет показатели эффективности подведомственных вузов с 16 декабря 2025 года
Сегодня
Энергосбережение: требования к лампам и светильникам действуют до 1 сентября 2028 года
Сегодня
Лечение гидроцеле и сперматоцеле у детей: появились клинические рекомендации
8 декабря
РСВ: налоговики подготовили изменения к форме, формату и порядку заполнения
8 декабря
Суд: недвижимость до госрегистрации учреждения должны отражать на забалансовом счете 01
8 декабря
Через приложение Госуслуг можно будет предъявлять данные большего числа документов – проект Минцифры
8 декабря
Суд обязал инспекцию заплатить проценты с налога на прибыль, взысканного по отмененному требованию
8 декабря
Должность не предложили при сокращении из-за доптребований к стажу – суды поддержали работодателя
8 декабря
Что ждет в 2026 году специалиста по закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ
8 декабря
Важные новости для юриста за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
Важные новости для бухгалтера за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
С 14 декабря продлевать срок службы радиационных источников нужно по новым правилам
8 декабря
Лекарства и медизделия в спорах об оплате помощи по ОМС: интересная практика за 2024 - 2025 годы
6 декабря
Подтверждать страну ряда медизделий и лекарств через СТ-1 разрешат и в 2026-м: проект Минпромторга
6 декабря
Минтруд подготовил перечень работ, запрещенных для лиц до 18 лет
6 декабря
Бухгалтерская отчетность: Минфин обновил ФСБУ 4/2023
6 декабря
Вход на Госуслуги по СМС станет невозможен
5 декабря
Минцифры пополнило "белый список" сайтов, доступных даже при отключениях мобильного интернета
5 декабря
Бухотчетность бюджетных и автономных учреждений: Минфин упростил заполнение ряда форм
5 декабря
Ипотека как обеспечение по цифровым финансовым активам: поправки о ее регистрации внесены в Госдуму
5 декабря
Установку видеокамер нельзя оплачивать за счет ОМС, решил суд
5 декабря
Пособие по больничному рассчитали из зарплаты по внешнему совместительству – суд не увидел нарушения
5 декабря
Перевод денег за рубеж для граждан РФ и дружественных стран: ЦБ РФ снимает ограничения с 8 декабря
5 декабря
Себорейный кератоз: опубликованы клинические рекомендации
5 декабря
Строительство: сведения о работниках и договорах членов СРО станут публичными
5 декабря
Лицензии на работы в сфере геодезии и картографии начнут выдавать в 2 раза быстрее
5 декабря
Суд напомнил: работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр даже непринятому соискателю
5 декабря
Нюансы заполнения планов-графиков при госзакупках в 2025 году за счет ЛБО 2026 года: информация ЕИС
4 декабря
Новшества в сфере оказания услуг гостиниц и других средств размещения заработают с 1 марта 2026 года
4 декабря
Фонд в решении по проверке указал филиал – суд счел это опечаткой и оставил доначисление в силе
4 декабря
Проценты, полученные физлицом по договору займа, облагают НДФЛ, а не НПД, подтвердил суд
4 декабря
Определены электронные документы, которые подтвердят легальность производства и оборота алкоголя
4 декабря
Наставничество и сроки отработки для выпускников-медиков: Минздрав скорректировал проекты
4 декабря
Инвентаризация расчетов и обязательств учреждения в 2025 году: важные моменты и новые документы
4 декабря
Размещение информации об учреждении на www.bus.gov.ru: проект о штрафах принят в первом чтении
4 декабря
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за сентябрь – октябрь 2025 года
4 декабря
Минфин объяснил, что понимается под периодом действия предельных цен для целей нормирования закупок
4 декабря
Обязательная передача сведений о маркировке радиоэлектроники начнется с 1 мая 2026 года
21 февраля 2020

Банк блокирует операции или онлайн-обслуживание: учиться на чужих ошибках поможет практика

В рамках "антиотмывочных" норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.

Банк молча блокирует операции

Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:

Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.

Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.

АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.

Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.

Банк "перегибает палку"

В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.

В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.

Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.

Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании

Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.

Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:

Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.

Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.

Связанные новости