Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны санитарной охраны источников водоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что организация водоснабжения жителей поселка Заиграево и с. Челутай, расположенных в пределах Заиграевского муниципального района, является полномочием Администрации муниципального образования "Заиграевский район". Исходя из положений указанных правовых норм, именно у администрации муниципального образования, обладающей полномочиями собственника, возникает обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению СЭЗ на проект зон санитарной охраны, а также СЭЗ о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования водного объекта.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Выводы судов основаны на верном толковании ст. ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 27, 43, 55 Водного кодекса Российской Федерации, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02",утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В границах населенных пунктов также могут быть расположены источники водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, для охраны которых устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии со ст. 43 ВК РФ. Регулирование требований к подобным зонам содержится в различных СанПиНах. Вместе с тем имеются пробелы в нормативно-правовом обеспечении зоны санитарной охраны водоисточников. В частности, в качестве наглядного примера стоит обратить внимание на недостаток, который непосредственно связан с территориальным развитием. В п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 <12> отмечено, что в генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны указываться на схеме планировочных ограничений. Однако в документе не приводится порядок информационного взаимодействия заинтересованных сторон. Вместе с тем в ст. 14 Градостроительного кодекса РФ указывается, что на картах, содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются границы особо охраняемых природных территорий, границы зон с особыми условиями использования территории, к которым в ст. 1 отнесены зоны охраны источников питьевого водоснабжения. Следовательно, в СанПиН не реализована важная норма, принятая на законодательном уровне, а существующая в п. 1.9 формулировка в большей степени носит не обязательный, а рекомендательный характер.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В границах населенных пунктов также могут быть расположены источники водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, для охраны которых устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии со ст. 43 ВК РФ. Регулирование требований к подобным зонам содержится в различных СанПиНах. Вместе с тем имеются пробелы в нормативно-правовом обеспечении зоны санитарной охраны водоисточников. В частности, в качестве наглядного примера стоит обратить внимание на недостаток, который непосредственно связан с территориальным развитием. В п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 <12> отмечено, что в генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны указываться на схеме планировочных ограничений. Однако в документе не приводится порядок информационного взаимодействия заинтересованных сторон. Вместе с тем в ст. 14 Градостроительного кодекса РФ указывается, что на картах, содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются границы особо охраняемых природных территорий, границы зон с особыми условиями использования территории, к которым в ст. 1 отнесены зоны охраны источников питьевого водоснабжения. Следовательно, в СанПиН не реализована важная норма, принятая на законодательном уровне, а существующая в п. 1.9 формулировка в большей степени носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик не оплачивать некачественно выполненные по договору подряда работы
(КонсультантПлюс, 2025)В задании на проектирование, являющемся неотъемлемой частью заключенного сторонами договора, указано, что подлежащая разработке подрядчиком проектная продукция должна соответствовать обязательным требованиям нормативно-технической документации, в том числе ГОСТам и СНиПам. Между тем, разработанная истцом документация не соответствует СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", что свидетельствует о ее ненадлежащем качестве.
Вправе ли заказчик не оплачивать некачественно выполненные по договору подряда работы
(КонсультантПлюс, 2025)В задании на проектирование, являющемся неотъемлемой частью заключенного сторонами договора, указано, что подлежащая разработке подрядчиком проектная продукция должна соответствовать обязательным требованиям нормативно-технической документации, в том числе ГОСТам и СНиПам. Между тем, разработанная истцом документация не соответствует СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", что свидетельствует о ее ненадлежащем качестве.
Статья: Право на благоприятную окружающую среду: особенности механизма реализации
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<14> См.: Волков Г.А. Нормативы зон санитарной охраны источников водоснабжения как важнейшее звено эколого-правового механизма // Экологическое право. 2014. N 5. С. 32 - 38.
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<14> См.: Волков Г.А. Нормативы зон санитарной охраны источников водоснабжения как важнейшее звено эколого-правового механизма // Экологическое право. 2014. N 5. С. 32 - 38.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- объект спора на момент заключения договора аренды в 2017 году находился в двух зонах охраны объекта культурного наследия - в охранной зоне памятников и в зоне регулирования застройки, кроме того, на арендованном земельном участке находится колодец общего пользования, что подразумевает установление зон санитарной охраны источника водоснабжения, также на земельном участке находилась улично-дорожная сеть (переулок);
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- объект спора на момент заключения договора аренды в 2017 году находился в двух зонах охраны объекта культурного наследия - в охранной зоне памятников и в зоне регулирования застройки, кроме того, на арендованном земельном участке находится колодец общего пользования, что подразумевает установление зон санитарной охраны источника водоснабжения, также на земельном участке находилась улично-дорожная сеть (переулок);
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Применение положения ч. 2 ст. 43 ВК РФ, определяющей распространение понятия "зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" на водные объекты, или п. 2 ст. 99 ЗК РФ, предусматривающего запрет на осуществление деятельности, не соответствующей целевому назначению земель историко-культурного назначения, также не исключает возможность применения указанных в п. 11 ст. 23 ЗК РФ понятий, относящихся к конкретным зонам, землям и территориям.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Применение положения ч. 2 ст. 43 ВК РФ, определяющей распространение понятия "зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" на водные объекты, или п. 2 ст. 99 ЗК РФ, предусматривающего запрет на осуществление деятельности, не соответствующей целевому назначению земель историко-культурного назначения, также не исключает возможность применения указанных в п. 11 ст. 23 ЗК РФ понятий, относящихся к конкретным зонам, землям и территориям.
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности), скважины, указанные в п. 2 данных Правил, должны закладываться за пределами границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, охранных зон ЛЭП, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных, других промышленных и гражданских объектов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности), скважины, указанные в п. 2 данных Правил, должны закладываться за пределами границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, охранных зон ЛЭП, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных, других промышленных и гражданских объектов.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По состоянию на апрель 2024 г. соответствующее постановление Правительства РФ не принято. До 31 декабря 2024 г. правовой режим зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По состоянию на апрель 2024 г. соответствующее постановление Правительства РФ не принято. До 31 декабря 2024 г. правовой режим зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02".