Зоны охраны объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны охраны объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ: Заказчик хочет обязать Подрядчика безвозмездно устранить недостатки, выявленные в результате работ
(КонсультантПлюс, 2025)письмом уполномоченного органа в области архитектуры и градостроительства о том, что указанные в проектной документации решения противоречат требованиям градостроительного регламента в границах зоны охраны объектов культурного наследия города >>>
(КонсультантПлюс, 2025)письмом уполномоченного органа в области архитектуры и градостроительства о том, что указанные в проектной документации решения противоречат требованиям градостроительного регламента в границах зоны охраны объектов культурного наследия города >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Гражданин (Должностное лицо, ИП, Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 - 3, 5 ст. 7.13 КоАП РФ, Закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Положение о зонах охраны объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 - 3, 5 ст. 7.13 КоАП РФ, Закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Положение о зонах охраны объектов культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зоны охраны объектов культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зоны охраны объектов культурного наследия
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Зоны охраны объектов культурного наследия
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Зоны охраны объектов культурного наследия
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон, о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7) земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР31-1 и зоне охраняемого природного ландшафта ЗОЛ1-1.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон, о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7) земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР31-1 и зоне охраняемого природного ландшафта ЗОЛ1-1.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует выделять зоны с особыми условиями использования территорий (п. 7 комментируемой статьи). Особыми условиями являются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий. В качестве примера можно привести санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны и др. Существующее разделение на территориальные зоны не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. При составлении генерального плана развития населенного пункта распределение территориальных зон может меняться.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует выделять зоны с особыми условиями использования территорий (п. 7 комментируемой статьи). Особыми условиями являются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий. В качестве примера можно привести санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны и др. Существующее разделение на территориальные зоны не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. При составлении генерального плана развития населенного пункта распределение территориальных зон может меняться.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<17> В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ об ОЭЗ с 1 сентября 2023 г. не допускается создание ОЭЗ в том числе в границах ООПТ или их охранных зон. Уже созданные туристско-рекреационные ОЭЗ могут функционировать исключительно в границах рекреационной зоны, зоны хозяйственного назначения и зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк. См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Ст. 37.1 // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<17> В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ об ОЭЗ с 1 сентября 2023 г. не допускается создание ОЭЗ в том числе в границах ООПТ или их охранных зон. Уже созданные туристско-рекреационные ОЭЗ могут функционировать исключительно в границах рекреационной зоны, зоны хозяйственного назначения и зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк. См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Ст. 37.1 // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Статья: Памятники архитектуры: анализ споров по ним
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Правительством Новгородской области были приняты Постановление от 13 января 2015 г. N X "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины) XVI в." и Постановление XXX, а также Постановление N X от 28 ноября 2016 г. N XXX, в которых ограничено право собственности на земельные участки, находящиеся в охранной зоне объекта культурного наследия.
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Правительством Новгородской области были приняты Постановление от 13 января 2015 г. N X "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины) XVI в." и Постановление XXX, а также Постановление N X от 28 ноября 2016 г. N XXX, в которых ограничено право собственности на земельные участки, находящиеся в охранной зоне объекта культурного наследия.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)В России концепция регуляторных изъятий только начинает развиваться. Конституционный Суд РФ разъяснил, что гарантии, предусмотренные ч. 3 ст. 35 Конституции, могут применяться не только к случаям прекращения права собственности, но и к ограничениям права собственности в публичном интересе, если в результате такого ограничения происходит умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования <1>. Указанная позиция была выражена только в отношении компенсации в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия (ст. 57 Земельного кодекса (ЗК) РФ), однако тем самым открывается вопрос о том, какие иные правомерные ограничения частных прав в публичном интересе должны быть компенсированы и при каких условиях <2>.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)В России концепция регуляторных изъятий только начинает развиваться. Конституционный Суд РФ разъяснил, что гарантии, предусмотренные ч. 3 ст. 35 Конституции, могут применяться не только к случаям прекращения права собственности, но и к ограничениям права собственности в публичном интересе, если в результате такого ограничения происходит умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования <1>. Указанная позиция была выражена только в отношении компенсации в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия (ст. 57 Земельного кодекса (ЗК) РФ), однако тем самым открывается вопрос о том, какие иные правомерные ограничения частных прав в публичном интересе должны быть компенсированы и при каких условиях <2>.
Статья: Возмещение убытков, возникающих в связи с резервированием земель
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Конституционный Суд РФ отметил неопределенность нормативного содержания указанных норм и с учетом предмета жалобы признал их не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия - в системе действующего правового регулирования и с учетом их истолкования в правоприменительной практике - в силу своей неопределенности не позволяют однозначно определить условия такого возмещения.
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Конституционный Суд РФ отметил неопределенность нормативного содержания указанных норм и с учетом предмета жалобы признал их не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия - в системе действующего правового регулирования и с учетом их истолкования в правоприменительной практике - в силу своей неопределенности не позволяют однозначно определить условия такого возмещения.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Министерством культуры РФ, его территориальными органами в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых устанавливается Правительством РФ, и установленных для таких объектов культурного наследия зон охраны объектов культурного наследия или защитных зон объектов культурного наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Министерством культуры РФ, его территориальными органами в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых устанавливается Правительством РФ, и установленных для таких объектов культурного наследия зон охраны объектов культурного наследия или защитных зон объектов культурного наследия;
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере капитального строительства
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе проверок выявляются несоблюдение порядка оформления прав пользования земельными участками и незаконное строительство на них многоквартирных жилых домов в нарушение ч. 1 ст. 35 ГрК, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Так, прокуратурой Красноборского района Архангельской области пресечено незаконное строительство многоквартирного дома в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" на земельном участке, расположенном в границах зон охраны объектов культурного наследия. После внесения прокурором района главе муниципального образования представления для строительства предоставлен другой участок.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе проверок выявляются несоблюдение порядка оформления прав пользования земельными участками и незаконное строительство на них многоквартирных жилых домов в нарушение ч. 1 ст. 35 ГрК, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Так, прокуратурой Красноборского района Архангельской области пресечено незаконное строительство многоквартирного дома в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" на земельном участке, расположенном в границах зон охраны объектов культурного наследия. После внесения прокурором района главе муниципального образования представления для строительства предоставлен другой участок.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия"
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)По данному делу судами было установлено, что физическому лицу принадлежал земельный участок площадью 4 000 кв. м с разрешенным использованием "для размещения индивидуального жилого дома". В 2008 году ему было выдано разрешение на строительство жилого двухэтажного дома площадью 563 кв. м. Между тем на участке возведено трехэтажное здание площадью 1 499 кв. м. Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции от 11.03.2016 по делу N 2-4/2016 на физическое лицо была возложена обязанность привести здание в соответствие с показателями, указанными в разрешении на строительство, в том числе и потому, что оно возведено с нарушением ограничений, установленных Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7). Это решение суда не было исполнено.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)По данному делу судами было установлено, что физическому лицу принадлежал земельный участок площадью 4 000 кв. м с разрешенным использованием "для размещения индивидуального жилого дома". В 2008 году ему было выдано разрешение на строительство жилого двухэтажного дома площадью 563 кв. м. Между тем на участке возведено трехэтажное здание площадью 1 499 кв. м. Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции от 11.03.2016 по делу N 2-4/2016 на физическое лицо была возложена обязанность привести здание в соответствие с показателями, указанными в разрешении на строительство, в том числе и потому, что оно возведено с нарушением ограничений, установленных Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7). Это решение суда не было исполнено.