Злоупотребление и превышение должностных полномочий
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление и превышение должностных полномочий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ"Деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, относится к преступлениям с материальным составом, а потому для привлечения к уголовной ответственности необходимо установление причинно-следственной связи между действиями лица и наступившими общественно опасными последствиями. Такие действия должны быть виновными (применительно к тяжким последствиям по смыслу закона, разъясненному в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", необходимыми и достаточными для наступления указанных в диспозиции нормы последствий."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ"По смыслу ст. 286 УК РФ, что нашло свое отражение в п. 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями о превышении должностных полномочий" превышение должностных полномочий может выражаться и в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 5 - 8 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 5 - 8 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
Статья: Ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Более строгая уголовная ответственность наступает в случае, если данные преступные деяния повлекли за собой тяжкие последствия. Отметим, что в УК РФ перечень тяжких последствий, возникших вследствие правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ, отсутствует. Поэтому суд будет определять тяжесть наступивших последствий в каждом конкретном случае. В качестве примера обратимся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". В нем раскрывается понятие "тяжкие последствия" как квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", подп. "б" ч. 2 ст. 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа" и п. "в" ч. 3 ст. 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ. Среди прочего суд к тяжким последствиям причисляет:
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Более строгая уголовная ответственность наступает в случае, если данные преступные деяния повлекли за собой тяжкие последствия. Отметим, что в УК РФ перечень тяжких последствий, возникших вследствие правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ, отсутствует. Поэтому суд будет определять тяжесть наступивших последствий в каждом конкретном случае. В качестве примера обратимся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". В нем раскрывается понятие "тяжкие последствия" как квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", подп. "б" ч. 2 ст. 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа" и п. "в" ч. 3 ст. 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ. Среди прочего суд к тяжким последствиям причисляет:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью6.4. Признается ли недействительной сделка, если она совершена директором ООО с превышением уставных полномочий и допущено злоупотребление правом
Статья: Квалификация должностных преступлений, совершаемых при осуществлении публичных закупок
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)В статье исследуется проблемы квалификации должностных преступлений, совершаемых посредством фальсификации документов о приемке объектов публичных закупок. На основе анализа доктринальных источников и судебной практики автор предлагает критерии разграничения растраты и злоупотребления (превышения) должностными полномочиями, обосновывает подход к решению проблемы правовой оценки коллективных действий по удостоверению заведомо ложных документов о приемке объектов закупки, аргументирует вывод о соотношении злоупотребления (превышения) должностными полномочиями и служебного подлога.
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)В статье исследуется проблемы квалификации должностных преступлений, совершаемых посредством фальсификации документов о приемке объектов публичных закупок. На основе анализа доктринальных источников и судебной практики автор предлагает критерии разграничения растраты и злоупотребления (превышения) должностными полномочиями, обосновывает подход к решению проблемы правовой оценки коллективных действий по удостоверению заведомо ложных документов о приемке объектов закупки, аргументирует вывод о соотношении злоупотребления (превышения) должностными полномочиями и служебного подлога.
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Несмотря на это, возникает тенденция, которая связана со "стремлением органа исполнительной власти к получению дополнительных полномочий и ресурсов в период действия угроз и чрезвычайных ситуаций". По мнению Н.Г. Жаворонковой и Г.В. Выпхановой, решение указанной проблемы заключается в установлении на законодательном уровне нормы, которая ограничивает полномочия только на период чрезвычайной ситуации либо одновременно с ними предусматривает ответственность органов власти за злоупотребление, превышение таких полномочий <33>. Не ставя под сомнение необходимость обеспечения баланса между полномочиями органов публичной администрации и ограничениями их реализации, считаем обоснованным обособленное закрепление полномочий в подзаконных правовых актах, действие которых может быть ограничено в связи с их отменой, поскольку указанные органы самостоятельны лишь в определенных пределах, которые регламентируются государством путем предоставления им определенного рода компетенции (ст. 73 Конституции РФ). Таким образом, законодатель обеспечивает возможность субъектов РФ самостоятельно определять порядок установления и реализации специального (особого) правового режима (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации) для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ (пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона о ЧС).
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Несмотря на это, возникает тенденция, которая связана со "стремлением органа исполнительной власти к получению дополнительных полномочий и ресурсов в период действия угроз и чрезвычайных ситуаций". По мнению Н.Г. Жаворонковой и Г.В. Выпхановой, решение указанной проблемы заключается в установлении на законодательном уровне нормы, которая ограничивает полномочия только на период чрезвычайной ситуации либо одновременно с ними предусматривает ответственность органов власти за злоупотребление, превышение таких полномочий <33>. Не ставя под сомнение необходимость обеспечения баланса между полномочиями органов публичной администрации и ограничениями их реализации, считаем обоснованным обособленное закрепление полномочий в подзаконных правовых актах, действие которых может быть ограничено в связи с их отменой, поскольку указанные органы самостоятельны лишь в определенных пределах, которые регламентируются государством путем предоставления им определенного рода компетенции (ст. 73 Конституции РФ). Таким образом, законодатель обеспечивает возможность субъектов РФ самостоятельно определять порядок установления и реализации специального (особого) правового режима (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации) для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ (пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона о ЧС).
Статья: Уголовная ответственность за халатность
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Что касается корыстной или иной личной заинтересованности, то они разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". Корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Что касается корыстной или иной личной заинтересованности, то они разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". Корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)§ 4.4. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)§ 4.4. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на несение сотрудником уголовной ответственности за совершение преступления в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ <1> устанавливает основные составы преступлений, за совершение которых сотрудник может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 290 "Получение взятки", ст. 291 "Дача взятки" УК РФ и др.).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на несение сотрудником уголовной ответственности за совершение преступления в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ <1> устанавливает основные составы преступлений, за совершение которых сотрудник может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 290 "Получение взятки", ст. 291 "Дача взятки" УК РФ и др.).
Статья: "По закону и... интуиции!" Как определяют ущерб от экономических преступлений
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Определить ущерб важно для доказывания самых разных преступлений, например таких, как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение (ст. 285 - 286 УК РФ). В этих нормах прямо не указан ущерб в денежном выражении, но нужно установить категорию тяжести последствий. Существенный вред интересам организации или тяжкие последствия из-за злоупотребления полномочиями должностного лица тоже могут выражаться в денежном эквиваленте (упущенная выгода, необоснованные премии и подобное).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Определить ущерб важно для доказывания самых разных преступлений, например таких, как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение (ст. 285 - 286 УК РФ). В этих нормах прямо не указан ущерб в денежном выражении, но нужно установить категорию тяжести последствий. Существенный вред интересам организации или тяжкие последствия из-за злоупотребления полномочиями должностного лица тоже могут выражаться в денежном эквиваленте (упущенная выгода, необоснованные премии и подобное).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.