Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...Посчитав, что ограничение поставки газа повлечет невозможность предоставления ООО... коммунальных услуг добросовестным потребителям и, соответственно, нарушение их жилищных прав... заместитель... прокурора посчитал необходимым предупредить заместителя генерального директора... ООО "Г" о недопустимости нарушения закона и о возможном привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
(КонсультантПлюс, 2025)...Посчитав, что ограничение поставки газа повлечет невозможность предоставления ООО... коммунальных услуг добросовестным потребителям и, соответственно, нарушение их жилищных прав... заместитель... прокурора посчитал необходимым предупредить заместителя генерального директора... ООО "Г" о недопустимости нарушения закона и о возможном привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 27. Об установлении возможности совершения хозяйствующим
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 27. Об установлении возможности совершения хозяйствующим
Готовое решение: Как определяется и устанавливается цена договора
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение норм о защите конкуренции. В частности, хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на рынке, не может назначить монопольно высокую или монопольно низкую цену, установить различные цены на один и тот же товар без экономического, технологического или иного обоснования, если это не предусмотрено федеральным законом (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, п. п. 17, 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Иначе он может быть подвергнут административному штрафу за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение норм о защите конкуренции. В частности, хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на рынке, не может назначить монопольно высокую или монопольно низкую цену, установить различные цены на один и тот же товар без экономического, технологического или иного обоснования, если это не предусмотрено федеральным законом (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, п. п. 17, 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Иначе он может быть подвергнут административному штрафу за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Гражданин обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении сетевой организацией антимонопольного законодательства, выражающегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Гражданин обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении сетевой организацией антимонопольного законодательства, выражающегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)4. Неправомерное составление сетевой организацией акта безучетного потребления электрической энергии само по себе не свидетельствует о злоупотреблении организацией своим доминирующим положением на товарном рынке и не влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)4. Неправомерное составление сетевой организацией акта безучетного потребления электрической энергии само по себе не свидетельствует о злоупотреблении организацией своим доминирующим положением на товарном рынке и не влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Статья: Ограничение принципа свободы предпринимательской деятельности в контексте антимонопольного регулирования
(Султонова Т.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Закон Республики Таджикистан "О защите конкуренции" <4> предусматривает целый ряд ограничений в части ведения предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, одну из групп которых составляет институт запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 9 Закона). Анализ нормативных положений данной статьи позволил нам обнаружить в ряде случаев факты избыточного государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, которое в условиях последних реформ антимонопольного законодательства является неоправданным и неуместным.
(Султонова Т.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Закон Республики Таджикистан "О защите конкуренции" <4> предусматривает целый ряд ограничений в части ведения предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, одну из групп которых составляет институт запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 9 Закона). Анализ нормативных положений данной статьи позволил нам обнаружить в ряде случаев факты избыточного государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, которое в условиях последних реформ антимонопольного законодательства является неоправданным и неуместным.
Статья: Заключения экспертов (специалистов) в практике ведомственной апелляции ФАС России и иных делах, рассматриваемых антимонопольным органом
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется совокупностью взаимосвязанных признаков, изложенных, в том числе, в разъяснениях Президиума ФАС России N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции", утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 7 июня 2017 г. N 11 <5>.
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется совокупностью взаимосвязанных признаков, изложенных, в том числе, в разъяснениях Президиума ФАС России N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции", утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 7 июня 2017 г. N 11 <5>.
Статья: Требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, как мера превентивного воздействия на хозяйствующих субъектов
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Во-вторых, как следует из разъяснений ФАС России <4>, необоснованный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, от заключения контракта может также квалифицироваться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. За совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Во-вторых, как следует из разъяснений ФАС России <4>, необоснованный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, от заключения контракта может также квалифицироваться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. За совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31);
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31);
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)С учетом того что группа АО "ХК "Сибцем" занимает доминирующее положение на цементном рынке в макрорегионе, многие из мер антимонопольного комплаенса направлены на соблюдение требований ст. 10 ЗоЗК, запрещающих злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Особое внимание уделяется ценообразованию.
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)С учетом того что группа АО "ХК "Сибцем" занимает доминирующее положение на цементном рынке в макрорегионе, многие из мер антимонопольного комплаенса направлены на соблюдение требований ст. 10 ЗоЗК, запрещающих злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Особое внимание уделяется ценообразованию.
Статья: Отношения с потребителями энергии и правовые риски
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В зависимости от контекста пороки организации договорных отношений в основном влекут за собой для энергопредприятия санкции, предусмотренные ст. 9.21 КоАП РФ "Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения" и ст. 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке". В данном случае возможны такие последствия, как "оборотный" штраф и дисквалификация должностного лица. Кроме того, доход, полученный энергопредприятием в период нарушения, может быть признан незаконным и взыскан с нарушителя в пользу государства. Также пострадавший от незаконных действий субъект может рассчитывать на взыскание убытков с нарушителя.
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В зависимости от контекста пороки организации договорных отношений в основном влекут за собой для энергопредприятия санкции, предусмотренные ст. 9.21 КоАП РФ "Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения" и ст. 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке". В данном случае возможны такие последствия, как "оборотный" штраф и дисквалификация должностного лица. Кроме того, доход, полученный энергопредприятием в период нарушения, может быть признан незаконным и взыскан с нарушителя в пользу государства. Также пострадавший от незаконных действий субъект может рассчитывать на взыскание убытков с нарушителя.
Статья: Злоупотребление правом как способ ограничения конкуренции
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ);
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ);
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:
Статья: Правила торговой практики в конкурентном праве
(Ашфа Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Статья посвящена исследованию правил торговой практики как способа предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Автором проанализированы научные и практические подходы к определению понятия и содержания правил торговой практики, а также корпоративные процедуры разработки и утверждения рассматриваемых правил, в том числе хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках. Аргументировано, что под правилами торговой практики следует понимать корпоративный документ, устанавливающий порядок отбора хозяйствующим субъектом контрагентов для заключения договоров поставки товаров и существенные условия таких договоров с целью минимизации рисков злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Выявлено, что правила торговой практики разрабатываются хозяйствующими субъектами в добровольном порядке - для установления недискриминационных условий взаимодействия с контрагентами и в принудительном порядке - на основании предписания антимонопольного органа в целях прекращения злоупотребления доминирующим положением или недопущения ограничения конкуренции при сделках экономической концентрации. Определены последние тенденции в области применения правил торговой практики, связанные с обеспечением приоритета поставок товаров на внутренний рынок и отказом от иностранных биржевых индикаторов при ценообразовании на российские товары.
(Ашфа Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Статья посвящена исследованию правил торговой практики как способа предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Автором проанализированы научные и практические подходы к определению понятия и содержания правил торговой практики, а также корпоративные процедуры разработки и утверждения рассматриваемых правил, в том числе хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках. Аргументировано, что под правилами торговой практики следует понимать корпоративный документ, устанавливающий порядок отбора хозяйствующим субъектом контрагентов для заключения договоров поставки товаров и существенные условия таких договоров с целью минимизации рисков злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Выявлено, что правила торговой практики разрабатываются хозяйствующими субъектами в добровольном порядке - для установления недискриминационных условий взаимодействия с контрагентами и в принудительном порядке - на основании предписания антимонопольного органа в целях прекращения злоупотребления доминирующим положением или недопущения ограничения конкуренции при сделках экономической концентрации. Определены последние тенденции в области применения правил торговой практики, связанные с обеспечением приоритета поставок товаров на внутренний рынок и отказом от иностранных биржевых индикаторов при ценообразовании на российские товары.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)По мнению Московского УФАС России (далее - антимонопольный орган) АО "МЭС", включив в типовую форму договора энергоснабжения условие о возможности начисления неустойки за нарушение сроков внесения промежуточных (авансовых) платежей за электрическую энергию, нарушило требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 марта 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), то есть злоупотребило доминирующим положением на товарном рынке в форме навязывания невыгодных условий договора. В связи с этим антимонопольный орган выдал предупреждение от 11 февраля 2021 г. N ЕС/7590/21 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем исключения из типовых форм договора энергоснабжения условия, предусматривающего возможность гарантирующего поставщика начислять неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательства по предварительной оплате электрической энергии.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)По мнению Московского УФАС России (далее - антимонопольный орган) АО "МЭС", включив в типовую форму договора энергоснабжения условие о возможности начисления неустойки за нарушение сроков внесения промежуточных (авансовых) платежей за электрическую энергию, нарушило требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 марта 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), то есть злоупотребило доминирующим положением на товарном рынке в форме навязывания невыгодных условий договора. В связи с этим антимонопольный орган выдал предупреждение от 11 февраля 2021 г. N ЕС/7590/21 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем исключения из типовых форм договора энергоснабжения условия, предусматривающего возможность гарантирующего поставщика начислять неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательства по предварительной оплате электрической энергии.