Земли рекреационного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли рекреационного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, не являются ограниченными в обороте, если не принят нормативный правовой акт об их отнесении к особо охраняемым природным территориям
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010
Применимые нормы: ст. ст. 27, 94 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗОтнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ, осуществляется путем принятия органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние не являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность, например юридическому лицу, имеющему право приобрести в собственность участок, которым оно обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010
Применимые нормы: ст. ст. 27, 94 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗОтнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ, осуществляется путем принятия органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние не являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность, например юридическому лицу, имеющему право приобрести в собственность участок, которым оно обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" ЗК РФТаким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 34:08:030101:833, на котором расположены объекты недвижимости, относится к землям рекреационного назначения, входящих в категорию земель особо охраняемых территорий, но не относится к землям особо охраняемых природных территорий, входящих в категорию земель особо охраняемых территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для осуществления рекреационной деятельности (выполнение работ и оказание услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан). На землях рекреационного назначения допускается создание объектов, предназначенных для осуществления рекреационной деятельности. Перечень таких объектов устанавливается Правительством РФ. Перечень объектов, предназначенных для осуществления рекреационной деятельности на землях рекреационного назначения, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2024 N 1372-р.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для осуществления рекреационной деятельности (выполнение работ и оказание услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан). На землях рекреационного назначения допускается создание объектов, предназначенных для осуществления рекреационной деятельности. Перечень таких объектов устанавливается Правительством РФ. Перечень объектов, предназначенных для осуществления рекреационной деятельности на землях рекреационного назначения, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2024 N 1372-р.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 98. Земли рекреационного назначения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья: Сельский туризм: действующее регулирование и пути развития
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В связи с вышесказанным следует подчеркнуть, что оказание услуг в сфере сельского туризма должно быть системно взаимосвязано с объектами его инфраструктуры, безопасная эксплуатация которых должна составлять приоритетную доминанту в деятельности уполномоченного органа публичной власти. На данный период, исходя из п. 2 ст. 98 ЗК РФ, у нас имеется лишь перечень объектов, состав которых допускается к размещению на рекреационных землях из состава земель особо охраняемых территорий и объектов. Норма о включении территорий сельского туризма в состав земель рекреационного назначения как инструмент определения состава туристической инфраструктуры предстает наиболее простым решением поднятой проблемы.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В связи с вышесказанным следует подчеркнуть, что оказание услуг в сфере сельского туризма должно быть системно взаимосвязано с объектами его инфраструктуры, безопасная эксплуатация которых должна составлять приоритетную доминанту в деятельности уполномоченного органа публичной власти. На данный период, исходя из п. 2 ст. 98 ЗК РФ, у нас имеется лишь перечень объектов, состав которых допускается к размещению на рекреационных землях из состава земель особо охраняемых территорий и объектов. Норма о включении территорий сельского туризма в состав земель рекреационного назначения как инструмент определения состава туристической инфраструктуры предстает наиболее простым решением поднятой проблемы.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)2. Земли ООПТ - специальная категория земель, создаваемая в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Идея включения населенных пунктов в состав ООПТ противоречит целям и задачам законодательства об охране окружающей среды. Для развития туризма, спорта, отдыха и оздоровления населения в комфортных условиях следует осваивать земли рекреационного назначения.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)2. Земли ООПТ - специальная категория земель, создаваемая в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Идея включения населенных пунктов в состав ООПТ противоречит целям и задачам законодательства об охране окружающей среды. Для развития туризма, спорта, отдыха и оздоровления населения в комфортных условиях следует осваивать земли рекреационного назначения.
Статья: Относительно определенные нормы-аналогии в частноправовом регулировании экономической деятельности
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Механический отбор нормативных документов с помощью справочно-информационных (поисковых) правовых систем при выбранном фильтре слова поиска "аналогичный" обнаруживает довольно значительное количество различных по отраслевой сфере актов, формулировки предписаний которых указывают на незакрытые множества элементов, каждый из которых должен быть аналогичен некоему эталонному элементу. Так, статья 78 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации <1> указывает на "аналогичную ответственность" за невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации <2> состав земель рекреационного назначения определяется с помощью категории "другие аналогичные объекты" наряду с объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, туристскими парками, детскими и спортивными лагерями. Норма статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации <3> предусматривает особый контроль за деятельностью общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в течение трех месяцев подряд появляются два и более протокола, содержащие решения данного органа "по аналогичным вопросам повестки дня". Устанавливая размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади, статья 119 Воздушного кодекса Российской Федерации <4> привязывает его (при отсутствии счета продавца) к средней цене на "аналогичный товар", "существовавшей" в том месте, в котором багаж, груз или ручная кладь подлежали выдаче. Правила совершения акционерными компаниями крупных сделок, закрепленные в статье 78 Федерального закона "Об акционерных обществах" <5>, формулируют легальную дефиницию крупной сделки через отвечающие определенным признакам сделки, которые заключают сама конкретная организация либо иные организации, осуществляющие "аналогичные виды деятельности". Продолжая поиск, в формулировках различных предписаний можно обнаружить указание на "аналогичные требования", "аналогичные жалобы", "аналогичные права", "аналогичные способы", "аналогичные условия", "аналогичные обстоятельства" и т.п.
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Механический отбор нормативных документов с помощью справочно-информационных (поисковых) правовых систем при выбранном фильтре слова поиска "аналогичный" обнаруживает довольно значительное количество различных по отраслевой сфере актов, формулировки предписаний которых указывают на незакрытые множества элементов, каждый из которых должен быть аналогичен некоему эталонному элементу. Так, статья 78 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации <1> указывает на "аналогичную ответственность" за невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации <2> состав земель рекреационного назначения определяется с помощью категории "другие аналогичные объекты" наряду с объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, туристскими парками, детскими и спортивными лагерями. Норма статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации <3> предусматривает особый контроль за деятельностью общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в течение трех месяцев подряд появляются два и более протокола, содержащие решения данного органа "по аналогичным вопросам повестки дня". Устанавливая размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади, статья 119 Воздушного кодекса Российской Федерации <4> привязывает его (при отсутствии счета продавца) к средней цене на "аналогичный товар", "существовавшей" в том месте, в котором багаж, груз или ручная кладь подлежали выдаче. Правила совершения акционерными компаниями крупных сделок, закрепленные в статье 78 Федерального закона "Об акционерных обществах" <5>, формулируют легальную дефиницию крупной сделки через отвечающие определенным признакам сделки, которые заключают сама конкретная организация либо иные организации, осуществляющие "аналогичные виды деятельности". Продолжая поиск, в формулировках различных предписаний можно обнаружить указание на "аналогичные требования", "аналогичные жалобы", "аналогичные права", "аналогичные способы", "аналогичные условия", "аналогичные обстоятельства" и т.п.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
Статья: О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В Проекте Стратегии развития системы ООПТ под экологическим каркасом России понимается "связанность ООПТ охраняемыми природными (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) территориями в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов" (п. 3.11) <18>. Структура экологического каркаса здесь представлена (1) системой ООПТ, которая связана (2) охраняемыми природными территориями с особыми условиями природопользования. Такие формулировки определения и структуры экологического каркаса, как "охраняемые природные территории", "охраняемые природные территории с особыми условиями природопользования" не дают однозначного ответа на вопрос о включении в экологический каркас страны лесов, мест обитания и миграции диких животных, водных и иных природных объектов, которые также подлежат охране, и где установлены "свои" особые условия природопользования. Опираясь на гл. IX Федерального закона "Об охране окружающей среды" <19> и гл. XVII ЗК РФ <20>, предлагаем под экологическим каркасом России понимать систему ООПТ всех уровней и категорий, связанную в пространстве иными природными объектами, находящимися под особой охраной (округа санитарной (горно-санитарной) охраны, охранные зоны ООПТ, защитные леса, выполняющие природоохранные функции земли, земли рекреационного назначения, земли объектов культурного и археологического наследия народов России (памятников истории и культуры), земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, и иные природные объекты, расположенные в границах земель особо охраняемых территорий и объектов, а также не имеющие правового режима ООПТ геопарки), в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов. Экологический каркас России - это единство системы ООПТ и системы иных природных объектов, находящихся под особой охраной. Предлагаемый вариант обеспечивает правовую определенность в структурных элементах экологического каркаса, а также режиме их охраны и пределов использования.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В Проекте Стратегии развития системы ООПТ под экологическим каркасом России понимается "связанность ООПТ охраняемыми природными (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) территориями в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов" (п. 3.11) <18>. Структура экологического каркаса здесь представлена (1) системой ООПТ, которая связана (2) охраняемыми природными территориями с особыми условиями природопользования. Такие формулировки определения и структуры экологического каркаса, как "охраняемые природные территории", "охраняемые природные территории с особыми условиями природопользования" не дают однозначного ответа на вопрос о включении в экологический каркас страны лесов, мест обитания и миграции диких животных, водных и иных природных объектов, которые также подлежат охране, и где установлены "свои" особые условия природопользования. Опираясь на гл. IX Федерального закона "Об охране окружающей среды" <19> и гл. XVII ЗК РФ <20>, предлагаем под экологическим каркасом России понимать систему ООПТ всех уровней и категорий, связанную в пространстве иными природными объектами, находящимися под особой охраной (округа санитарной (горно-санитарной) охраны, охранные зоны ООПТ, защитные леса, выполняющие природоохранные функции земли, земли рекреационного назначения, земли объектов культурного и археологического наследия народов России (памятников истории и культуры), земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, и иные природные объекты, расположенные в границах земель особо охраняемых территорий и объектов, а также не имеющие правового режима ООПТ геопарки), в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов. Экологический каркас России - это единство системы ООПТ и системы иных природных объектов, находящихся под особой охраной. Предлагаемый вариант обеспечивает правовую определенность в структурных элементах экологического каркаса, а также режиме их охраны и пределов использования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По сложившейся традиции справочник "прирос" дополнительными разделами, которые мы сочли необходимым учесть: отражены вопросы строительства на лесных землях объектов рекреационного назначения и возможности строительства в национальных парках, в самостоятельный подраздел ушел вопрос BIM-проектирования, учтены существенные изменения в регулировании КРТ и т.п. Каждый год законодатель решает улучшить законодательное регулирование, и это выражается в большом количестве новых и измененных правовых актов - мы последовательно по каждому разделу постарались учесть все эти изменения и отразить складывающуюся правоприменительную практику.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По сложившейся традиции справочник "прирос" дополнительными разделами, которые мы сочли необходимым учесть: отражены вопросы строительства на лесных землях объектов рекреационного назначения и возможности строительства в национальных парках, в самостоятельный подраздел ушел вопрос BIM-проектирования, учтены существенные изменения в регулировании КРТ и т.п. Каждый год законодатель решает улучшить законодательное регулирование, и это выражается в большом количестве новых и измененных правовых актов - мы последовательно по каждому разделу постарались учесть все эти изменения и отразить складывающуюся правоприменительную практику.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли исполнение арендатором нарушенного условия договора аренды после вынесения решения о его расторжении основанием для отмены этого решения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эмпорий" (далее - ответчик ООО "Эмпорий") задолженности по арендной плате в бюджет Республики Крым за период с 01.01.2016 по 14.09.2016 в размере 1 899 081,60 рублей; взыскании задолженности по пене за период с 11.04.2015 по 31.08.2016 в размере 100 005,21 рублей; расторжении договора аренды от 25.05.2007 N 04070700016 и обязании общества возвратить Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым земельный участок, общей площадью 112,7500 га из земель рекреационного назначения, который находится за пределами населенных пунктов Гурзуфского сельского совета г. Ялта Республики Крым, являющийся предметом договора аренды от 25.05.2007 N 04070700016.
Является ли исполнение арендатором нарушенного условия договора аренды после вынесения решения о его расторжении основанием для отмены этого решения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эмпорий" (далее - ответчик ООО "Эмпорий") задолженности по арендной плате в бюджет Республики Крым за период с 01.01.2016 по 14.09.2016 в размере 1 899 081,60 рублей; взыскании задолженности по пене за период с 11.04.2015 по 31.08.2016 в размере 100 005,21 рублей; расторжении договора аренды от 25.05.2007 N 04070700016 и обязании общества возвратить Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым земельный участок, общей площадью 112,7500 га из земель рекреационного назначения, который находится за пределами населенных пунктов Гурзуфского сельского совета г. Ялта Республики Крым, являющийся предметом договора аренды от 25.05.2007 N 04070700016.
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием и охраной земель, входящих в отдельные категории, наличие специальных юридических норм и процедур позволяют говорить о существовании отдельных видов (субкатегорий) земель, также имеющих особый правовой режим, который в науке также именуется субрежимом <31>. Данный субрежим выделяется исходя из экономического либо хозяйственного назначения. Примером такого выделения являются, например, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием и охраной земель, входящих в отдельные категории, наличие специальных юридических норм и процедур позволяют говорить о существовании отдельных видов (субкатегорий) земель, также имеющих особый правовой режим, который в науке также именуется субрежимом <31>. Данный субрежим выделяется исходя из экономического либо хозяйственного назначения. Примером такого выделения являются, например, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения.