Земельный участок может располагаться только в одной территориальной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок может располагаться только в одной территориальной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу положений ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, за отдельными изъятиями устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. О земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, говорится в ч. 4 ст. 36 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, за отдельными изъятиями устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. О земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, говорится в ч. 4 ст. 36 комментируемого Кодекса.
Статья: Определение правового режима недвижимости в российском законодательстве
(Чередников А.В., Никишин В.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Им определяется основа правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Схожая норма закрепляется в ч. 1 ст. 36 ГрК РФ: градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
(Чередников А.В., Никишин В.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Им определяется основа правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Схожая норма закрепляется в ч. 1 ст. 36 ГрК РФ: градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2024 N 153
"Об утверждении формы плана по организации локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации и формы плана локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2024 N 78169)1. Наличие не менее 2 (двух) земельных участков, расположенных на территории Российской Федерации, по различным регионам допуска (световой зоны). Допускается наличие 1 (одного) земельного участка, расположенного на территории Российской Федерации, для сортов и (или) гибридов сельскохозяйственных растений, определенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации <4>
"Об утверждении формы плана по организации локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации и формы плана локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2024 N 78169)1. Наличие не менее 2 (двух) земельных участков, расположенных на территории Российской Федерации, по различным регионам допуска (световой зоны). Допускается наличие 1 (одного) земельного участка, расположенного на территории Российской Федерации, для сортов и (или) гибридов сельскохозяйственных растений, определенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации <4>
Статья: О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Нельзя не отметить и то, что введение платы за изменение ВРИ противоречит одному из принципов законодательства о градостроительной деятельности об обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (п. 2 ст. 2 ГрК РФ), а также положениям о градостроительном зонировании (гл. 4 ГрК РФ), базирующимся на обеспечении равенства правовых режимов для всех земельных участков, расположенных в одной и той же территориальной зоне. Согласимся с Э.К. Трутневым, утверждающим, что само по себе введение платы за изменение ВРИ ведет к дезавуированию градостроительного зонирования, трансформируя наличие у субъектов градостроительной деятельности денежных средств в необходимое и достаточное условие (conditio sine qua non) для принятия органами публичной власти градостроительных решений в отношении таких субъектов <47>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Нельзя не отметить и то, что введение платы за изменение ВРИ противоречит одному из принципов законодательства о градостроительной деятельности об обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (п. 2 ст. 2 ГрК РФ), а также положениям о градостроительном зонировании (гл. 4 ГрК РФ), базирующимся на обеспечении равенства правовых режимов для всех земельных участков, расположенных в одной и той же территориальной зоне. Согласимся с Э.К. Трутневым, утверждающим, что само по себе введение платы за изменение ВРИ ведет к дезавуированию градостроительного зонирования, трансформируя наличие у субъектов градостроительной деятельности денежных средств в необходимое и достаточное условие (conditio sine qua non) для принятия органами публичной власти градостроительных решений в отношении таких субъектов <47>.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Правовой нормой, направленной на достижение указанной цели, можно считать часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, являющуюся базовым принципом правового зонального регулирования землепользования и застройки (Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности. М.: Экзамен, 2008): действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Следовательно, для разных земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, не могут быть установлены различные градостроительные регламенты, и в результате обеспечивается единство правового режима.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Правовой нормой, направленной на достижение указанной цели, можно считать часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, являющуюся базовым принципом правового зонального регулирования землепользования и застройки (Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности. М.: Экзамен, 2008): действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Следовательно, для разных земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, не могут быть установлены различные градостроительные регламенты, и в результате обеспечивается единство правового режима.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется вопрос о проведении кадастрового учета не только территорий, но и входящих в их состав подтерриторий, в частности на землях населенных пунктов - территориальных зон, устанавливаемых на основании документов градостроительного зонирования. Определение границ территориальных зон непосредственно связано с порядком использования и охраны земельных участков в составе зон; так, согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне; для земельных участков, расположенных в границах территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, являющийся основой правового режима земельных участков, в том числе всего, что находится над и под поверхностью участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий и сооружений.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется вопрос о проведении кадастрового учета не только территорий, но и входящих в их состав подтерриторий, в частности на землях населенных пунктов - территориальных зон, устанавливаемых на основании документов градостроительного зонирования. Определение границ территориальных зон непосредственно связано с порядком использования и охраны земельных участков в составе зон; так, согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне; для земельных участков, расположенных в границах территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, являющийся основой правового режима земельных участков, в том числе всего, что находится над и под поверхностью участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий и сооружений.