Заявление об оспаривании ненормативного акта апк

Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об оспаривании ненормативного акта апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 199 "Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ"Довод заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции ввиду отказа в удовлетворении заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ также был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен применительно к положениям ст. 199 АПК РФ, регламентирующей требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным. Из содержания данной статьи следует, что заявление о признании ненормативного правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным, в том числе, пунктом 4 части 1 статьи 125 АПК РФ, а также, среди прочего, в заявлении должно быть указано требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, то есть заявителем должен быть обозначен предмет спора."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Требования к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта содержатся в ст. 199 АПК РФ. Там же указано, какие документы должны быть приложены к заявлению.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)
С нашей точки зрения, устные приказы, распоряжения и указания, не фиксируемые каким-либо официально-документальным способом, не могут быть охарактеризованы в качестве правовых актов, обязательным атрибутом которых выступает официально-документальная форма их внешнего выражения. Кроме того, одним из обязательных признаков любого административно-правового акта является наступление в результате его издания (принятия) юридически значимых последствий для адресатов данного акта. Соответственно лицу, в отношении которого издан (принят) административно-правовой акт, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации должно быть гарантировано право на оспаривание в административном или в судебном порядке указанного акта. Между тем оспаривание не зафиксированного в какой-либо официально-документальной форме административно-правового акта невозможно, поскольку для этого необходимо наличие материальных доказательств издания (принятия) названного акта и (или) наступления каких-либо правовых последствий его издания (принятия). Следовательно, даже если само решение, составляющее содержание административно-правового акта, принято в устной форме, юридические последствия его принятия, наличие которых является обязательным признаком указанного акта, должны быть обязательно зафиксированы в какой-либо официально-документальной форме, в связи с чем названный акт не может быть признан в чистом виде устным. На основе изложенного подхода дается оценка административно-правовых актов и в судебной практике. Так, по делам об оспаривании в арбитражных судах решений и ненормативных правовых актов административно-публичных субъектов в качестве таковых признаются лишь соответствующие официальные документы или решения, зафиксированные в письменной форме. Согласно ч. 2 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан приложить к заявлению об оспаривании ненормативного акта, решения текст данного акта, решения, что свидетельствует о том, что оспариваемый в арбитражном суде акт должен быть выражен в письменной форме.

Нормативные акты

"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15
(ред. от 25.01.2013)
"О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"
7. Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.