ЗАПОЛНЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ ПРИ ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Подборка наиболее важных документов по запросу ЗАПОЛНЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ ПРИ ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2025 N 17АП-3799/2025(1)-АК по делу N А60-51669/2024
Требование: О взыскании ущерба, причиненного в результате утраты груза при его перевозке.
Решение: Требование удовлетворено.Пунктами 2.1.4 и 2.1.5 договора транспортной экспедиции предусмотрена обязанность ответчика проверять количество и состояние груза, принимаемого к перевозке, заполнять товарно-транспортные накладные, спецификации и другие сопроводительные документы и проверять правильность заполнения этих документов. Экспедитор несет ответственность за количество и состояние груза. обязанность по сопровождению груза надлежащими документами лежит на экспедиторе груза ООО "Самком- Логистика".
Требование: О взыскании ущерба, причиненного в результате утраты груза при его перевозке.
Решение: Требование удовлетворено.Пунктами 2.1.4 и 2.1.5 договора транспортной экспедиции предусмотрена обязанность ответчика проверять количество и состояние груза, принимаемого к перевозке, заполнять товарно-транспортные накладные, спецификации и другие сопроводительные документы и проверять правильность заполнения этих документов. Экспедитор несет ответственность за количество и состояние груза. обязанность по сопровождению груза надлежащими документами лежит на экспедиторе груза ООО "Самком- Логистика".
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 N 17АП-9322/2023-ГК по делу N А60-1309/2023
Требование: О взыскании убытков, причиненных повреждением груза.
Решение: Требование удовлетворено.В любом случае, учитывая, что между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по договору транспортной экспедиции, заявка N 5 от 12.01.2022 была надлежащим образом оформлена, транспортная накладная N 6 от 14.01.2022 содержит данные водителя, указанного в заявке, следовательно, требования истца, компенсировавшего убытки своему контрагенту (компаниям группы СВЭЛ), к ответчику, правомерно признаны судом обоснованными.
Требование: О взыскании убытков, причиненных повреждением груза.
Решение: Требование удовлетворено.В любом случае, учитывая, что между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по договору транспортной экспедиции, заявка N 5 от 12.01.2022 была надлежащим образом оформлена, транспортная накладная N 6 от 14.01.2022 содержит данные водителя, указанного в заявке, следовательно, требования истца, компенсировавшего убытки своему контрагенту (компаниям группы СВЭЛ), к ответчику, правомерно признаны судом обоснованными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли продавец в целях налога на прибыль оформлять транспортную накладную для подтверждения расходов на доставку товаров покупателям, если по договору транспортной экспедиции экспедитор заключает договор перевозки от имени продавца?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязан ли продавец в целях налога на прибыль оформлять транспортную накладную для подтверждения расходов на доставку товаров покупателям, если по договору транспортной экспедиции экспедитор заключает договор перевозки от имени продавца?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязан ли продавец в целях налога на прибыль оформлять транспортную накладную для подтверждения расходов на доставку товаров покупателям, если по договору транспортной экспедиции экспедитор заключает договор перевозки от имени продавца?
Готовое решение: Как заполнить транспортную накладную
(КонсультантПлюс, 2025)Как заполнять транспортную накладную при доставке товара с привлечением экспедитора по договору транспортной экспедиции
(КонсультантПлюс, 2025)Как заполнять транспортную накладную при доставке товара с привлечением экспедитора по договору транспортной экспедиции
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 30.12.2021 N КЧ-4-18/18485@
"О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок, за период 2019 - 2021 год")В указанных условиях суд пришел к выводу, что совокупность данных обстоятельств позволяет сделать вывод о мнимости правоотношений должника и контрагента, оформленных договором транспортных услуг, актами выполненных работ, транспортными накладными и счетами-фактурами.
"О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок, за период 2019 - 2021 год")В указанных условиях суд пришел к выводу, что совокупность данных обстоятельств позволяет сделать вывод о мнимости правоотношений должника и контрагента, оформленных договором транспортных услуг, актами выполненных работ, транспортными накладными и счетами-фактурами.
"Обзор влияния практики Суда Евразийского экономического союза на нормотворческую деятельность и правоприменительную практику в ЕАЭС"
(подготовлен Судом Евразийского экономического союза)Правовые позиции Суда нашли отражение в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года N 139 "О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза". Подпунктом а) пункта 1 указанного Решения установлено, что в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, не являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем документами, подтверждающими статус товаров Евразийского экономического союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, являются коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочный (упаковочный) лист или иные транспортные (перевозочные), коммерческие документы, в которые внесена запись "Товары Евразийского экономического союза", заверенная отправителем или декларантом.
(подготовлен Судом Евразийского экономического союза)Правовые позиции Суда нашли отражение в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года N 139 "О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза". Подпунктом а) пункта 1 указанного Решения установлено, что в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, не являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем документами, подтверждающими статус товаров Евразийского экономического союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, являются коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочный (упаковочный) лист или иные транспортные (перевозочные), коммерческие документы, в которые внесена запись "Товары Евразийского экономического союза", заверенная отправителем или декларантом.
Вопрос: Российская организация планирует закупить и ввезти в РФ в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления материалы, используемые в операциях, облагаемых НДС, у физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ. Каковы налоговые последствия в части НДС, налога на прибыль и НДФЛ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Главой 25 НК РФ не установлен какой-либо перечень документов, которыми должны быть подтверждены расходы налогоплательщика. Поэтому в качестве документов, подтверждающих материальные расходы, могут использоваться документы, оформляемые при импорте товаров, в частности таможенная декларация, коммерческие документы (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Главой 25 НК РФ не установлен какой-либо перечень документов, которыми должны быть подтверждены расходы налогоплательщика. Поэтому в качестве документов, подтверждающих материальные расходы, могут использоваться документы, оформляемые при импорте товаров, в частности таможенная декларация, коммерческие документы (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:
Вопрос: Организация отгрузила товар на экспорт через перевозчика с оформлением CMR. Налоговая база по НДС рассчитана по курсу ЦБ на дату CMR. В требовании налогового органа указано, что налоговая база неверна, курс не соответствует дате таможенной декларации, рекомендуется представить уточненную декларацию. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, 2024)Транспортными (перевозочными) документами являются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 48 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
(Консультация эксперта, 2024)Транспортными (перевозочными) документами являются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 48 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Статья: Развитие транспортной деятельности в условиях цифрового суверенитета государства
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Однако такие меры не являются полноценными в силу следующих обстоятельств. Во-первых, подобного рода информационная система действует только в отношении одного вида транспорта. Такая видовая направленность не обеспечивает потребности мультимодального грузооборота, в котором предполагается наличие единого документа. Тем самым требуются разработка и принятие единой системы электронного документооборота, которая бы удовлетворяла потребностям смешанной перевозки грузов. Во-вторых, такая информационная система сформирована в отношении только перевозочных документов, к которым относятся: электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость (п. 27 ч. 1 ст. 2 УАТ РФ). Она не включает в себя иные транспортные документы, которые составляются в рамках других видов транспортных обязательств (например, при договоре транспортной экспедиции). Тем самым такая информационная система является замкнутой (т.е. применяется для одного вида транспортного обязательства) и не охватывает весь спектр транспортных обязательств, которые также осуществляются при перевозке грузов.
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Однако такие меры не являются полноценными в силу следующих обстоятельств. Во-первых, подобного рода информационная система действует только в отношении одного вида транспорта. Такая видовая направленность не обеспечивает потребности мультимодального грузооборота, в котором предполагается наличие единого документа. Тем самым требуются разработка и принятие единой системы электронного документооборота, которая бы удовлетворяла потребностям смешанной перевозки грузов. Во-вторых, такая информационная система сформирована в отношении только перевозочных документов, к которым относятся: электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость (п. 27 ч. 1 ст. 2 УАТ РФ). Она не включает в себя иные транспортные документы, которые составляются в рамках других видов транспортных обязательств (например, при договоре транспортной экспедиции). Тем самым такая информационная система является замкнутой (т.е. применяется для одного вида транспортного обязательства) и не охватывает весь спектр транспортных обязательств, которые также осуществляются при перевозке грузов.
Вопрос: Вправе ли гражданин обратиться в суд по месту своего жительства с требованиями к транспортно-экспедиционной компании, если спор возник из договора перевозки груза?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гражданин вправе обратиться в суд по месту своего жительства с требованиями к транспортно-экспедиционной компании, вытекающими из договора перевозки груза, только в случае, если гражданином был заключен договор перевозки груза, для которого действующим законодательством не установлен досудебный порядок урегулирования спора, например договор транспортной экспедиции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гражданин вправе обратиться в суд по месту своего жительства с требованиями к транспортно-экспедиционной компании, вытекающими из договора перевозки груза, только в случае, если гражданином был заключен договор перевозки груза, для которого действующим законодательством не установлен досудебный порядок урегулирования спора, например договор транспортной экспедиции.
Статья: К вопросу о систематизации транспортного законодательства о документообороте в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Документооборот на транспорте всегда являлся предметом детального регулирования на законодательном уровне. В исследовании гражданско-правовых договоров об оказании услуг в сфере транспортной деятельности, проведенном известными правоведами, членами рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Российской Федерации М.И. Брагинским, В.В. Витрянским, обращает на себя внимание содержание гл. 2, посвященной договору перевозки по советскому гражданскому праву. При рассмотрении вопроса об оформлении отношений по перевозке грузов в качестве специфики данного договора ученые отмечают, что "значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон" <1>. Тем самым на практике грузоотправители заполняли графы типового бланка накладной, предлагаемого железной дорогой. Свобода выбора при заполнении транспортной накладной прослеживалась лишь в отношении отдельных условий, но и то с учетом законодательно определенных пределов. Так, например, грузоотправители могли выбрать тот или иной вариант в отношении скорости перемещения груза.
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Документооборот на транспорте всегда являлся предметом детального регулирования на законодательном уровне. В исследовании гражданско-правовых договоров об оказании услуг в сфере транспортной деятельности, проведенном известными правоведами, членами рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Российской Федерации М.И. Брагинским, В.В. Витрянским, обращает на себя внимание содержание гл. 2, посвященной договору перевозки по советскому гражданскому праву. При рассмотрении вопроса об оформлении отношений по перевозке грузов в качестве специфики данного договора ученые отмечают, что "значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон" <1>. Тем самым на практике грузоотправители заполняли графы типового бланка накладной, предлагаемого железной дорогой. Свобода выбора при заполнении транспортной накладной прослеживалась лишь в отношении отдельных условий, но и то с учетом законодательно определенных пределов. Так, например, грузоотправители могли выбрать тот или иной вариант в отношении скорости перемещения груза.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Следовательно, транспортная накладная, составленная по форме, утвержденной Постановлением N 2200, является подтверждением заключения договора перевозки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Следовательно, транспортная накладная, составленная по форме, утвержденной Постановлением N 2200, является подтверждением заключения договора перевозки.
Статья: О транспортной накладной подробно
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Так, данный раздел при необходимости заполняется клиентом или грузоотправителем в случае, если грузоотправитель является экспедитором (Письмо Минтранса России от 26.03.2021 N Д3/6976-ИС). При этом в разделе заполняется информация из договора транспортной экспедиции или иного договора на организацию перевозки груза о клиенте того экспедитора, который прописан в разд. 1 в качестве грузоотправителя.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Так, данный раздел при необходимости заполняется клиентом или грузоотправителем в случае, если грузоотправитель является экспедитором (Письмо Минтранса России от 26.03.2021 N Д3/6976-ИС). При этом в разделе заполняется информация из договора транспортной экспедиции или иного договора на организацию перевозки груза о клиенте того экспедитора, который прописан в разд. 1 в качестве грузоотправителя.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В этой связи хотим обратить внимание на п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в котором суд разъяснил следующее:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В этой связи хотим обратить внимание на п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в котором суд разъяснил следующее:
Вопрос: Гражданин, являющийся резидентом Российской Федерации, ввез производственное оборудование стоимостью 100 000 евро. Через полгода оборудование было реализовано российской организации. Каковы налоговые последствия для гражданина в части НДС и НДФЛ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Поэтому в качестве документов, подтверждающих расходы на приобретение оборудования, могут использоваться документы, оформляемые при импорте, в частности таможенная декларация, коммерческие документы (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Поэтому в качестве документов, подтверждающих расходы на приобретение оборудования, могут использоваться документы, оформляемые при импорте, в частности таможенная декларация, коммерческие документы (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).