Закон о защите прав потребителей некачественный товар неустойка
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон о защите прав потребителей некачественный товар неустойка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Поскольку ответчиком была допущена просрочка исполнения требований потребителя о возврате стоимости некачественного товара, суд, руководствуясь положениями статей 22, 23 Закона о защите прав потребителей, взыскал неустойку за просрочку исполнения требования о возврате стоимости товара в том числе по день фактического исполнения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Доводы кассационной жалобы о том, что апелляционным определением по делу N 33014088/2023 договор купли-продажи расторгнут, в связи с чем обязательства считаются прекращенными, кроме того, ранее заявленный спор и настоящий тождественны, основаны на неправильном толковании положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также Закона о защите прав потребителей, и противоречат материалам дела, из которых следует, что указанным апелляционным определением от 7 июня 2023 года (л.д. 18 - 23) договор купли-продажи не расторгался, а были взысканы денежные средства за товар ненадлежащего качества в связи с отказом потребителя от исполнения договора купли-продажи, при этом неустойка за нарушение срока возврата денежных средств, предусмотренная статьей 23 Закона о защите прав потребителей, взыскана по 6 августа 2021 года, в связи с чем, учитывая, что денежные средства за товар ненадлежащего качества потребителю не возвращены, а вступившим в законную силу решением суда взыскана неустойка по 6 августа 2021 года, суд правомерно взыскал неустойку за период с 7 августа 2021 года по дату фактического исполнения обязательства, за вычетом периода моратория. Неисполнение ответчиком своих обязательств по возврату потребителю денежных средств за товар ненадлежащего качества, как и неисполнение вступившего в законную силу решения суда о взыскании стоимости товара, не являются основанием для освобождения ответчика от предусмотренной Законом о защите прав потребителей ответственности в виде неустойки по дату фактического исполнения обязательства, как и штрафа, предусмотренного статьей 13 Закона о защите прав потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности взыскания неустойки по договору купли-продажи (поставки)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). Учтите: законную неустойку можно взыскать, даже если договором не предусмотрена обязанность ее платить (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). Учтите: законную неустойку можно взыскать, даже если договором не предусмотрена обязанность ее платить (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
Готовое решение: Что считается неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств и какая ответственность за это установлена
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)С. обратился в суд с иском к обществу (продавцу) о возмещении причиненных продажей товара ненадлежащего качества убытков, взыскании неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, суммы компенсации морального вреда, а также штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)С. обратился в суд с иском к обществу (продавцу) о возмещении причиненных продажей товара ненадлежащего качества убытков, взыскании неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, суммы компенсации морального вреда, а также штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)В уже упомянутом решении мирового судьи судебного участка N 68 Тихвинского района Ленинградской области по делу N 2-645/2021 50% суммы штрафной неустойки по п. 6 ст. 13 Закона РФ о защите прав потребителей взыскано в пользу процессуального истца - государственного органа - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области <104>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)В уже упомянутом решении мирового судьи судебного участка N 68 Тихвинского района Ленинградской области по делу N 2-645/2021 50% суммы штрафной неустойки по п. 6 ст. 13 Закона РФ о защите прав потребителей взыскано в пользу процессуального истца - государственного органа - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области <104>.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Непредставление покупателем товара для проверки качества может повлечь отказ во взыскании в его пользу неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Непредставление покупателем товара для проверки качества может повлечь отказ во взыскании в его пользу неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении автомобилей у автодилеров и в автосалонах (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд отказал во взыскании стоимости автомобиля, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, поскольку изготовителем автомобиля является другое предприятие, а ответчик не уполномочен изготовителем на удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, не является импортером, а также уполномоченным лицом по смыслу Закона о защите прав потребителей, к которому возможно предъявление требований потребителем.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд отказал во взыскании стоимости автомобиля, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, поскольку изготовителем автомобиля является другое предприятие, а ответчик не уполномочен изготовителем на удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, не является импортером, а также уполномоченным лицом по смыслу Закона о защите прав потребителей, к которому возможно предъявление требований потребителем.
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Прежде всего - правом на качественный товар (работу, услугу), что подразумевает возможность извлекать из приобретенного его свойства и использовать в заявленных целях. Объект должен обладать характеристиками, заявленными в документации к нему (при отсутствии четкого описания - быть пригодным для целей, для которых обычно такие вещи используются ст. 4 Закона о защите прав потребителей)). Недостатки, не оговоренные при заключении договора, служат основанием для возврата товара и предъявления требований о возмещении убытков, причиненных вследствие приобретения некачественного товара (работы, услуги), о компенсации морального вреда, выплате неустойки.
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Прежде всего - правом на качественный товар (работу, услугу), что подразумевает возможность извлекать из приобретенного его свойства и использовать в заявленных целях. Объект должен обладать характеристиками, заявленными в документации к нему (при отсутствии четкого описания - быть пригодным для целей, для которых обычно такие вещи используются ст. 4 Закона о защите прав потребителей)). Недостатки, не оговоренные при заключении договора, служат основанием для возврата товара и предъявления требований о возмещении убытков, причиненных вследствие приобретения некачественного товара (работы, услуги), о компенсации морального вреда, выплате неустойки.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Если между сторонами заключен договор купли-продажи автомобиля, после обнаружения недостатков покупатель заявил отказ от договора и потребовал возврата покупной цены, однако в последующем (через 10 дней) вместо этого заявил требование о соразмерном уменьшении покупной цены, продавец добровольно требование не исполнил, то при исчислении размера подлежащей взысканию в пользу покупателя неустойки судам следовало учесть, что предъявление покупателем требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, а позднее требования о соразмерном уменьшении цены автомобиля не влияло на определение размера неустойки. Из норм закона и разъяснений Пленума ВС РФ следует, что установленная в Законе о защите прав потребителей неустойка в виде пеней за нарушение срока удовлетворения требований потребителя (а) о соразмерном уменьшении покупной цены товара, (б) возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, (в) возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также (г) о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит определению исходя из цены товара на день добровольного удовлетворения такого требования или на день вынесения решения. Таким образом, предъявление потребителем требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, а позднее - требования о соразмерном уменьшении покупной цены автомобиля не влияло на определение размера неустойки, подлежащей исчислению в любом случае исходя из стоимости автомобиля.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Если между сторонами заключен договор купли-продажи автомобиля, после обнаружения недостатков покупатель заявил отказ от договора и потребовал возврата покупной цены, однако в последующем (через 10 дней) вместо этого заявил требование о соразмерном уменьшении покупной цены, продавец добровольно требование не исполнил, то при исчислении размера подлежащей взысканию в пользу покупателя неустойки судам следовало учесть, что предъявление покупателем требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, а позднее требования о соразмерном уменьшении цены автомобиля не влияло на определение размера неустойки. Из норм закона и разъяснений Пленума ВС РФ следует, что установленная в Законе о защите прав потребителей неустойка в виде пеней за нарушение срока удовлетворения требований потребителя (а) о соразмерном уменьшении покупной цены товара, (б) возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, (в) возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также (г) о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит определению исходя из цены товара на день добровольного удовлетворения такого требования или на день вынесения решения. Таким образом, предъявление потребителем требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, а позднее - требования о соразмерном уменьшении покупной цены автомобиля не влияло на определение размера неустойки, подлежащей исчислению в любом случае исходя из стоимости автомобиля.
Ситуация: Как потребителю обменять некачественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращаясь в суд с исковым заявлением об обмене товара, вы можете дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи некачественного товара (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращаясь в суд с исковым заявлением об обмене товара, вы можете дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи некачественного товара (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Суд первой инстанции исковые требования потребителя удовлетворил, уменьшив размер подлежащей взысканию неустойки на основании ст. 333 ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и отказал в удовлетворении исковых требований в этой части, указав на то, что истица не выполнила требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части возврата импортеру товара ненадлежащего качества <1>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Суд первой инстанции исковые требования потребителя удовлетворил, уменьшив размер подлежащей взысканию неустойки на основании ст. 333 ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и отказал в удовлетворении исковых требований в этой части, указав на то, что истица не выполнила требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части возврата импортеру товара ненадлежащего качества <1>.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать, что из указанного перечня потребитель по своему выбору может выбрать только одно требование. При предъявлении указанных требований потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за продажи товаров ненадлежащего качества.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать, что из указанного перечня потребитель по своему выбору может выбрать только одно требование. При предъявлении указанных требований потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за продажи товаров ненадлежащего качества.
Статья: Суды о защите прав потребителей
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)- иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15 - 20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить по общему правилу по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного удобства), без повышенных неустоек, специального "воспитательного штрафа" и компенсации морального вреда, установленной ст. 15 ЗоЗПП. Нельзя сказать, что данная компенсация играет важную роль, поскольку суды, как правило, много денег потребителям в счет возмещения морального вреда не присуждают, полагая, видимо, что больше, чем на несколько тысяч рублей, он все равно не намучался. Однако такая компенсация в любом случае является приятным бонусом, и хорошо, когда она есть.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)- иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15 - 20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить по общему правилу по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного удобства), без повышенных неустоек, специального "воспитательного штрафа" и компенсации морального вреда, установленной ст. 15 ЗоЗПП. Нельзя сказать, что данная компенсация играет важную роль, поскольку суды, как правило, много денег потребителям в счет возмещения морального вреда не присуждают, полагая, видимо, что больше, чем на несколько тысяч рублей, он все равно не намучался. Однако такая компенсация в любом случае является приятным бонусом, и хорошо, когда она есть.