За пределами срока давности привлечения к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу За пределами срока давности привлечения к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за нарушение сроков регистрации оружия, или продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение, или постановки оружия на учет при изменении места жительства
(КонсультантПлюс, 2025)постановление об административном правонарушении вынесено Уполномоченным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)постановление об административном правонарушении вынесено Уполномоченным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности
Важнейшая практика по ст. 4.5 КоАП РФПостановление по делу об административном правонарушении должно быть изготовлено в полном объеме в пределах срока давности привлечения к административной ответственности >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииОтменяя решение первой инстанции, коллегия апелляционной инстанции всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применив часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ, правомерно и обоснованно пришла к выводу о законности и обоснованности постановлений, вынесенных полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. При этом суд установил наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Готовое решение: В каких случаях индивидуальный предприниматель несет административную ответственность как должностное лицо
(КонсультантПлюс, 2025)Если деятельность в качестве ИП прекращена, лицо могут привлечь к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные в период этой деятельности правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. Ему также назначается административное наказание, установленное для ИП (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45);
(КонсультантПлюс, 2025)Если деятельность в качестве ИП прекращена, лицо могут привлечь к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные в период этой деятельности правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. Ему также назначается административное наказание, установленное для ИП (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения общества к административной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения общества к административной ответственности.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)48. Положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающей срок давности привлечения к административной ответственности, по общему правилу, подлежат применению в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть изготовлено в полном объеме в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)48. Положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающей срок давности привлечения к административной ответственности, по общему правилу, подлежат применению в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть изготовлено в полном объеме в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение разрешенного использования земельного участка в городе Москве
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12 января 2021 года N 09АП-54606/2020 по делу N А40-79464/2020 указал, что "часть 1.1 в статью 6.7 КоАП г. Москвы введена Законом г. Москвы от 29.04.2019 N 15, вступившим в законную силу 17 мая 2019 года. До этого действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, охватывались составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы... Поскольку все строения возведены до 2018 года, постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ".
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12 января 2021 года N 09АП-54606/2020 по делу N А40-79464/2020 указал, что "часть 1.1 в статью 6.7 КоАП г. Москвы введена Законом г. Москвы от 29.04.2019 N 15, вступившим в законную силу 17 мая 2019 года. До этого действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, охватывались составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы... Поскольку все строения возведены до 2018 года, постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ".
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)И наконец, если материалы дела об административном правонарушении поступили в суд за несколько дней до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, то возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, судья также не вправе, так как КоАП РФ это не предусмотрено. Следовательно, судья должен провести подготовку дела к рассмотрению и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, назначить дело к слушанию в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. В то же время судьей должны быть выяснены причины несвоевременного поступления дела в суд и решен вопрос о внесении в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)И наконец, если материалы дела об административном правонарушении поступили в суд за несколько дней до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, то возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, судья также не вправе, так как КоАП РФ это не предусмотрено. Следовательно, судья должен провести подготовку дела к рассмотрению и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, назначить дело к слушанию в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. В то же время судьей должны быть выяснены причины несвоевременного поступления дела в суд и решен вопрос о внесении в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.
Статья: Ошибки корпоративных заказчиков при взаимодействии с антимонопольным органом
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Оглашение резолютивной части постановления о привлечении к административной ответственности в пределах срока давности и вынесение такого постановления (изготовление в полном объеме) уже после истечения срока давности означает, что срок давности привлечения к административной ответственности пропущен ФАС России <7>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Оглашение резолютивной части постановления о привлечении к административной ответственности в пределах срока давности и вынесение такого постановления (изготовление в полном объеме) уже после истечения срока давности означает, что срок давности привлечения к административной ответственности пропущен ФАС России <7>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: К вопросу о сроках составления и направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В статье обращено внимание на несовершенство правовой регламентации отдельных процессуальных сроков в КоАП РФ. Признана необоснованной позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части признания сроков составления и дальнейшего направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела непресекательными. Сформулировано предложение законодательно закрепить положение о том, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен и направлен на рассмотрение в возможно короткие сроки, но не выходящие за пределы срока давности привлечения к административной ответственности.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В статье обращено внимание на несовершенство правовой регламентации отдельных процессуальных сроков в КоАП РФ. Признана необоснованной позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части признания сроков составления и дальнейшего направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела непресекательными. Сформулировано предложение законодательно закрепить положение о том, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен и направлен на рассмотрение в возможно короткие сроки, но не выходящие за пределы срока давности привлечения к административной ответственности.
Статья: Новые решения высших судов, взятые на вооружение налоговиками (комментарий к Обзору правовых позиций КС РФ и ВС РФ... (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781 для использования в работе))
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Причем ВС подтвердил, что нарушение порядка работы с денежной наличностью не имеет отношения к законодательству о применении ККТ. Так что нет и оснований для применения к рассматриваемой ситуации специального годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Поскольку протокол вынесен за пределами 2 месяцев, то наказать организацию уже нельзя <9>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Причем ВС подтвердил, что нарушение порядка работы с денежной наличностью не имеет отношения к законодательству о применении ККТ. Так что нет и оснований для применения к рассматриваемой ситуации специального годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Поскольку протокол вынесен за пределами 2 месяцев, то наказать организацию уже нельзя <9>.