Является ли вывеска с товарным знаком рекламой
Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли вывеска с товарным знаком рекламой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В данном случае, исходя из внешнего вида спорных конструкций, места их размещения (по периметру здания, а не исключительно над входной дверью в соответствующее помещение ответчика), размеров вывесок, формы подачи информации, в том числе в виде явно яркой подсветки в темное время суток, учитывая, что такая адресована неопределенному кругу лиц, явно направлена на привлечение внимания к деятельности юридического лица в спорном помещении, тем более, что, как следует из представленных в дело фотоматериалов, используется в комбинации с явной рекламой в оконных проемах соответствующего помещения с указанием на распродажи, скидки и наличие врача, при том, что помимо крупных цветных букв с подсветкой "Счастливый взгляд" на спорных вывесках отсутствует обязательная информация, предусмотренная статьей 9 Закона N 2300-1, в частности, отсутствуют сведения о месте нахождения аптеки, режиме работы и организационной форме заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные вывески явно носят рекламный характер, соответственно, в данном конкретном случае товарный знак "Счастливый взгляд" фактически используется Обществом для рекламы и поддержания интереса неопределенного круга лиц к объекту рекламирования и его деятельности, а не для информирования потребителей товаров и услуг о месте нахождения Общества."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права при использовании товарного знака (сходного обозначения) на товарах, упаковках, документации, при оказании услуг или выполнении работ
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) разместила на фасаде рекламные конструкции с товарным знаком Правообладателя для рекламы однородных товаров (установила вывеску с ним)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) разместила на фасаде рекламные конструкции с товарным знаком Правообладателя для рекламы однородных товаров (установила вывеску с ним)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время суды обращают внимание на то, где и как размещен товарный знак. Например, в судебной практике можно встретить позицию, когда размещение товарного знака на вывеске суд не посчитал рекламой в том числе потому, что информация на ней не выделяла конкретные товары, а вывеска была расположена у магазина, где продавался товар (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2018 N Ф09-7476/17).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время суды обращают внимание на то, где и как размещен товарный знак. Например, в судебной практике можно встретить позицию, когда размещение товарного знака на вывеске суд не посчитал рекламой в том числе потому, что информация на ней не выделяла конкретные товары, а вывеска была расположена у магазина, где продавался товар (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2018 N Ф09-7476/17).
Статья: Перспективы защиты права на коммерческое обозначение в конкурентных стратегиях хозяйствующих субъектов
(Харитонова Ю.С.)
("Гражданское право", 2024, N 6)Защита права на коммерческое обозначение возможна и с помощью законодательства о защите конкуренции (п. 1 ст. 14.6 "Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения"). Совершение действий по использованию коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с коммерческим обозначением правообладателя (которому принадлежит и право на товарный знак), путем размещения указанного обозначения в рекламе, на вывесках, фирменном бланке, договорах, кассовых чеках, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит ст. 1539 ГК РФ, ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту и нанести вред его деловой репутации <20>.
(Харитонова Ю.С.)
("Гражданское право", 2024, N 6)Защита права на коммерческое обозначение возможна и с помощью законодательства о защите конкуренции (п. 1 ст. 14.6 "Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения"). Совершение действий по использованию коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с коммерческим обозначением правообладателя (которому принадлежит и право на товарный знак), путем размещения указанного обозначения в рекламе, на вывесках, фирменном бланке, договорах, кассовых чеках, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит ст. 1539 ГК РФ, ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту и нанести вред его деловой репутации <20>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Гражданин, являющийся обладателем исключительного права на комбинированный товарный знак, содержащий словесное обозначение "ЯрРитуалСервис", обратился в арбитражный суд с иском к О. о прекращении неправомерного использования принадлежащего ему товарного знака, содержащего словесное обозначение "Ритуал Сервис", в обозначении похоронного дома "Ритуал Сервис" с удалением спорного словесного элемента с материалов, которыми сопровождается выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок, автотранспортных средств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Гражданин, являющийся обладателем исключительного права на комбинированный товарный знак, содержащий словесное обозначение "ЯрРитуалСервис", обратился в арбитражный суд с иском к О. о прекращении неправомерного использования принадлежащего ему товарного знака, содержащего словесное обозначение "Ритуал Сервис", в обозначении похоронного дома "Ритуал Сервис" с удалением спорного словесного элемента с материалов, которыми сопровождается выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок, автотранспортных средств.
Готовое решение: При каких условиях товарный знак признается общеизвестным и какие последствия это влечет
(КонсультантПлюс, 2025)у правообладателя (как и в случае с обычным товарным знаком) возникают исключительные права на использование общеизвестного товарного знака и распоряжение им, в частности он может размещать его на товарах, в рекламе, на вывесках (п. п. 1, 2 ст. 1484, п. 2 ст. 1508 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)у правообладателя (как и в случае с обычным товарным знаком) возникают исключительные права на использование общеизвестного товарного знака и распоряжение им, в частности он может размещать его на товарах, в рекламе, на вывесках (п. п. 1, 2 ст. 1484, п. 2 ст. 1508 ГК РФ);
Статья: Судебная защита прав интеллектуальной собственности в Казахстане
(Мауленов К.С., Мауленова Б.Н.)
("Юрист", 2021, N 9)Представитель ответчика не согласился с исковыми требованиями и просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указывая, что ответчик с момента получения претензии от истца и получения отказа в регистрации товарного знака - панды, на протяжении нескольких месяцев больше не использует изображение панды. Ответчик ТОО YourChina прошел государственную регистрацию в Департаменте юстиции г. Алматы в соответствии с действующим законодательством Казахстана. Фирменное наименование ТОО YourChina было определено при утверждении его устава, ответчик имеет исключительное право использовать фирменное наименование в официальных бланках, печатных изданиях, рекламе, вывесках, проспектах, счетах, на интернет-ресурсах, на товарах и их упаковке и в иных случаях, необходимых для индивидуализации юридического лица. Также в ответ на исковое требование истца ТОО MyChina Kazakhstan к ответчику ТОО YourChina об обязывании ответчика прекратить использование доменного имени, сходного до степени смешения с товарным знаком и доменным именем истца, ответчик просит суд применить исковую давность и отказать в удовлетворении данного искового требования.
(Мауленов К.С., Мауленова Б.Н.)
("Юрист", 2021, N 9)Представитель ответчика не согласился с исковыми требованиями и просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указывая, что ответчик с момента получения претензии от истца и получения отказа в регистрации товарного знака - панды, на протяжении нескольких месяцев больше не использует изображение панды. Ответчик ТОО YourChina прошел государственную регистрацию в Департаменте юстиции г. Алматы в соответствии с действующим законодательством Казахстана. Фирменное наименование ТОО YourChina было определено при утверждении его устава, ответчик имеет исключительное право использовать фирменное наименование в официальных бланках, печатных изданиях, рекламе, вывесках, проспектах, счетах, на интернет-ресурсах, на товарах и их упаковке и в иных случаях, необходимых для индивидуализации юридического лица. Также в ответ на исковое требование истца ТОО MyChina Kazakhstan к ответчику ТОО YourChina об обязывании ответчика прекратить использование доменного имени, сходного до степени смешения с товарным знаком и доменным именем истца, ответчик просит суд применить исковую давность и отказать в удовлетворении данного искового требования.
Статья: Дилерский договор
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нередко дилерским договором предусматривается право дилера использовать в своей деятельности (в вывесках, на рекламной продукции и т.д.) средства индивидуализации производителя. При этом ни договор коммерческой концессии, ни лицензионный договор не заключаются. Между тем, например, в отношении товарных знаков законодательством прямо предусматривается только один способ предоставления права на их использование - заключение лицензионного договора, подлежащего государственной регистрации (ст. ст. 1489, 1490 ГК РФ). В судебной практике присутствует позиция, согласно которой лицензионный договор является не единственным законным средством передачи прав на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.01.2023 N С01-2485/2022 по делу N А71-15/2022, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.06.2021 N Ф05-11212/2021 по делу N А40-627/2020). Однако имеется и обратная точка зрения (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.01.2022 N С01-2169/2021 по делу N А65-4153/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 28.04.2022 N 306-ЭС22-5642 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2020 N С01-493/2020 по делу N А55-14196/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 17.09.2020 N 306-ЭС20-12002 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления). В такой ситуации наименее рискованным является вариант заключения лицензионного договора.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нередко дилерским договором предусматривается право дилера использовать в своей деятельности (в вывесках, на рекламной продукции и т.д.) средства индивидуализации производителя. При этом ни договор коммерческой концессии, ни лицензионный договор не заключаются. Между тем, например, в отношении товарных знаков законодательством прямо предусматривается только один способ предоставления права на их использование - заключение лицензионного договора, подлежащего государственной регистрации (ст. ст. 1489, 1490 ГК РФ). В судебной практике присутствует позиция, согласно которой лицензионный договор является не единственным законным средством передачи прав на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.01.2023 N С01-2485/2022 по делу N А71-15/2022, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.06.2021 N Ф05-11212/2021 по делу N А40-627/2020). Однако имеется и обратная точка зрения (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.01.2022 N С01-2169/2021 по делу N А65-4153/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 28.04.2022 N 306-ЭС22-5642 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2020 N С01-493/2020 по делу N А55-14196/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 17.09.2020 N 306-ЭС20-12002 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления). В такой ситуации наименее рискованным является вариант заключения лицензионного договора.
Вопрос: Правильно ли банк понимает, что товарный знак, разработанный банком с привлечением сторонней организации, соотносится с понятием "товарный знак, созданный организацией самостоятельно", не учитывается в бухучете в составе НМА и затраты на его разработку признаются расходами того периода, когда понесены?
(Консультация эксперта, 2024)4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
(Консультация эксперта, 2024)4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
Статья: Интеллектуальные права: понятие и виды
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515 ГК РФ).
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515 ГК РФ).
Статья: Современные способы защиты товарных знаков: системный подход
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (ч. 3 ст. 1515 ГК РФ).
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (ч. 3 ст. 1515 ГК РФ).
Статья: Размещение информационной вывески (таблички) на фасаде жилого многоквартирного дома: проблематика возмездности
(Чистов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)По общему правилу информационной табличкой признается информационная конструкция, содержащая информацию нерекламного содержания (т.е. без указания цен, особенных, конкретизирующих товаров) и проч. Размещение на информационной табличке фирменного наименования, торгового знака или логотипа компании само по себе не означает, что информационная табличка или вывеска является рекламной конструкцией.
(Чистов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)По общему правилу информационной табличкой признается информационная конструкция, содержащая информацию нерекламного содержания (т.е. без указания цен, особенных, конкретизирующих товаров) и проч. Размещение на информационной табличке фирменного наименования, торгового знака или логотипа компании само по себе не означает, что информационная табличка или вывеска является рекламной конструкцией.
Статья: Компенсация за нарушение исключительных прав на товарный знак: особенности обоснования ее размера с позиции истца и ответчика
(Мещерякова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
(Мещерякова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
Статья: Требования УК к собственнику нежилого помещения на первом этаже жилого дома по восстановлению или ремонту фасада. Судебная практика
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)Суды также обоснованно исходили из того, что М., являясь собственником встроенного нежилого помещения и, соответственно, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, может использовать часть общего имущества многоквартирного дома для установки систем кондиционирования, размещения информационных вывесок. Совершенные обществом действия произведены по согласованию с арендодателем. Спорная конструкция представляет собой вывеску и не является рекламой, поскольку содержит наименование торговой марки ответчика; вывеска с наименованием "М" - товарный знак АО "Т".
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)Суды также обоснованно исходили из того, что М., являясь собственником встроенного нежилого помещения и, соответственно, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, может использовать часть общего имущества многоквартирного дома для установки систем кондиционирования, размещения информационных вывесок. Совершенные обществом действия произведены по согласованию с арендодателем. Спорная конструкция представляет собой вывеску и не является рекламой, поскольку содержит наименование торговой марки ответчика; вывеска с наименованием "М" - товарный знак АО "Т".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;