Взыскание исполнительского сБора с бюджетной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание исполнительского сБора с бюджетной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 N 13АП-441/2025 по делу N А56-71490/2024
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования взыскателя (в спорах по поводу исполнения судебного акта): О признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: Уполномоченный орган возвратил постановление о взыскании исполнительского сбора, сославшись на то, что к постановлению не приложена копия судебного акта.
Решение: Удовлетворено.Ссылка судебного пристава на утратившее силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", не исключает обязанность ответчика по принятию к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора как исполнительного документа.
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования взыскателя (в спорах по поводу исполнения судебного акта): О признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: Уполномоченный орган возвратил постановление о взыскании исполнительского сбора, сославшись на то, что к постановлению не приложена копия судебного акта.
Решение: Удовлетворено.Ссылка судебного пристава на утратившее силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", не исключает обязанность ответчика по принятию к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора как исполнительного документа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административной ответственности. Под мерами административной ответственности ученые-административисты понимают предусмотренные главой 3 КоАП РФ и применяемые за совершение административных правонарушений административные наказания. Такой подход формально юридически соответствует закону, поскольку в силу действующего КоАП РФ административная ответственность устанавливается только за административные правонарушения. Вместе с тем отдельными федеральными законами предусмотрены меры публично-правовой ответственности, которая хотя и применяется административно-публичными субъектами и, по сути, имеет административно-правовую природу, но при этом не квалифицируется законодателем в качестве административной. Имеются в виду, в частности, меры публично-правовой ответственности, установленные налоговым, бюджетным, банковским законодательством, законодательством о социальном страховании, законодательством об исполнительном производстве и состоящие во взыскании с физических лиц и организаций штрафа, пени, предоставленных бюджетных средств, исполнительского сбора и т.п. за нарушение требований, предусмотренных указанными видами законодательства. Вопрос о правовой природе перечисленных видов публично-правовой ответственности и соотношении их с административной ответственностью остается открытым. Наша позиция по данному вопросу будет сформулирована в следующем параграфе, посвященном институту административной ответственности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административной ответственности. Под мерами административной ответственности ученые-административисты понимают предусмотренные главой 3 КоАП РФ и применяемые за совершение административных правонарушений административные наказания. Такой подход формально юридически соответствует закону, поскольку в силу действующего КоАП РФ административная ответственность устанавливается только за административные правонарушения. Вместе с тем отдельными федеральными законами предусмотрены меры публично-правовой ответственности, которая хотя и применяется административно-публичными субъектами и, по сути, имеет административно-правовую природу, но при этом не квалифицируется законодателем в качестве административной. Имеются в виду, в частности, меры публично-правовой ответственности, установленные налоговым, бюджетным, банковским законодательством, законодательством о социальном страховании, законодательством об исполнительном производстве и состоящие во взыскании с физических лиц и организаций штрафа, пени, предоставленных бюджетных средств, исполнительского сбора и т.п. за нарушение требований, предусмотренных указанными видами законодательства. Вопрос о правовой природе перечисленных видов публично-правовой ответственности и соотношении их с административной ответственностью остается открытым. Наша позиция по данному вопросу будет сформулирована в следующем параграфе, посвященном институту административной ответственности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"75. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"75. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 75 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50 разъяснено следующее: при применении положений ч. 7 комментируемой статьи 112 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора; должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 75 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50 разъяснено следующее: при применении положений ч. 7 комментируемой статьи 112 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора; должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пристав изымет ваше имущество, реализует его и за счет вырученных средств погасит ваш долг, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ч. 1, 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 9 ст. 47 НК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о ЕНП и ЕНС организациям и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)налогов, госпошлины (на уплату которой арбитражный суд выдал исполнительный документ), иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок взыскания. Такие суммы не учитываются в совокупной обязанности до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании;
(КонсультантПлюс, 2025)налогов, госпошлины (на уплату которой арбитражный суд выдал исполнительный документ), иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок взыскания. Такие суммы не учитываются в совокупной обязанности до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании;
Статья: Изменения в Бюджетном кодексе и налоговая реформа
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
Статья: Списание безнадежной задолженности по платежам в бюджет в 2024 году
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В целях признания безнадежной к взысканию в 2024 году отдельной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ ч. 22 ст. 6 Закона N 520-ФЗ <2> предусмотрен дополнительный случай в отношении задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, МУП, в том числе казенных. Установлено, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность должников по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 01.07.2022 и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании задолженности безнадежной к взысканию. При этом Минфин отметил, что вышеуказанная норма носит "разовый" характер.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В целях признания безнадежной к взысканию в 2024 году отдельной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ ч. 22 ст. 6 Закона N 520-ФЗ <2> предусмотрен дополнительный случай в отношении задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, МУП, в том числе казенных. Установлено, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность должников по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 01.07.2022 и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании задолженности безнадежной к взысканию. При этом Минфин отметил, что вышеуказанная норма носит "разовый" характер.