Выявление неформальной занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление неформальной занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неформальная занятость
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- анализ больших данных и применение ИИ для выявления неформальной занятости и подозрительных финансовых операций работодателей.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- анализ больших данных и применение ИИ для выявления неформальной занятости и подозрительных финансовых операций работодателей.
Статья: Злоупотребление работодателем правом на заключение трудового договора
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)Формулировка ч. 2 ст. 67 ТК РФ позволяет работодателям уйти от уплаты налогов и страховых взносов. В этой связи необходимо исключить возможности нарушения прав работников на обязательное пенсионное и социальное страхование. Преследуя цель исключения возможности злоупотребления своими правами работодателями, предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 67 ТК РФ, в частности изменив формулировку: трудовой договор должен быть оформлен с работником до фактического допуска на работу. Такое предложение находит обоснование в отчете о деятельности Государственной инспекции труда в Саратовской области за 2023 год, в котором указывается, что большой проблемой при установлении факта неформальной занятости является невозможность установить и доказать, когда работник фактически приступил к работе. В основном это доказывается письменными пояснениями работника и работодателя. Например, в ходе проведения проверки или выезда межведомственной комиссии по выявлению неформальной занятости отбирается объяснение у работника, который поясняет, что работает 2 месяца, в то время как работодатель дает показания, что он работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)Формулировка ч. 2 ст. 67 ТК РФ позволяет работодателям уйти от уплаты налогов и страховых взносов. В этой связи необходимо исключить возможности нарушения прав работников на обязательное пенсионное и социальное страхование. Преследуя цель исключения возможности злоупотребления своими правами работодателями, предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 67 ТК РФ, в частности изменив формулировку: трудовой договор должен быть оформлен с работником до фактического допуска на работу. Такое предложение находит обоснование в отчете о деятельности Государственной инспекции труда в Саратовской области за 2023 год, в котором указывается, что большой проблемой при установлении факта неформальной занятости является невозможность установить и доказать, когда работник фактически приступил к работе. В основном это доказывается письменными пояснениями работника и работодателя. Например, в ходе проведения проверки или выезда межведомственной комиссии по выявлению неформальной занятости отбирается объяснение у работника, который поясняет, что работает 2 месяца, в то время как работодатель дает показания, что он работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен.
Статья: Противодействие нелегальной занятости в Российской Федерации: влияние на состояние рынка труда
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Взаимосвязь легализации трудовых отношений и снижения неформальной занятости закреплена Методикой формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства <6>. А в Методических рекомендациях по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации закреплены ряд факторов, свидетельствующих о наличии трудовых отношений с работников, для выявления рисков наличия неформальной занятости <7>.
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Взаимосвязь легализации трудовых отношений и снижения неформальной занятости закреплена Методикой формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства <6>. А в Методических рекомендациях по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации закреплены ряд факторов, свидетельствующих о наличии трудовых отношений с работников, для выявления рисков наличия неформальной занятости <7>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)- оптимизация трудовых отношений, в том числе выявление фактов неформальной занятости иностранных работников;
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)- оптимизация трудовых отношений, в том числе выявление фактов неформальной занятости иностранных работников;
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.