Выселение из служебного жилого помещения сотрудника милиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Выселение из служебного жилого помещения сотрудника милиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)К аналогичным выводам на основании анализа тех же законодательных норм, а также Федерального закона "О статусе военнослужащего" Верховный Суд РФ пришел и в более раннем Определении Судебной коллегии по гражданским делам N 4-КГ19-53 от 19 ноября 2019 года. Только в этом случае рассматривалось дело, связанное с выселением из служебного жилья военнослужащего, а не сотрудника полиции.
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)К аналогичным выводам на основании анализа тех же законодательных норм, а также Федерального закона "О статусе военнослужащего" Верховный Суд РФ пришел и в более раннем Определении Судебной коллегии по гражданским делам N 4-КГ19-53 от 19 ноября 2019 года. Только в этом случае рассматривалось дело, связанное с выселением из служебного жилья военнослужащего, а не сотрудника полиции.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 N 33-П
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"Принимая данную жалобу к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации усмотрел неопределенность в вопросе о том, насколько оспариваемое законоположение, увеличившее продолжительность выслуги лет, по достижении которой уволенный со службы сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - сотрудник органов внутренних дел) не выселяется из предоставленного ему по договору найма служебного жилого помещения без предоставления ему другого жилья, обеспечивает - в соответствии с конституционными требованиями юридического равенства и справедливости, а также вытекающим из них принципом поддержания доверия к закону и действиям государства (преамбула; статьи 1, 19 и 75.1 Конституции Российской Федерации) - соблюдение правомерных ожиданий граждан в отношении прав, приобретенных ими на основании ранее действовавшего законодательства.
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"Принимая данную жалобу к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации усмотрел неопределенность в вопросе о том, насколько оспариваемое законоположение, увеличившее продолжительность выслуги лет, по достижении которой уволенный со службы сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - сотрудник органов внутренних дел) не выселяется из предоставленного ему по договору найма служебного жилого помещения без предоставления ему другого жилья, обеспечивает - в соответствии с конституционными требованиями юридического равенства и справедливости, а также вытекающим из них принципом поддержания доверия к закону и действиям государства (преамбула; статьи 1, 19 и 75.1 Конституции Российской Федерации) - соблюдение правомерных ожиданий граждан в отношении прав, приобретенных ими на основании ранее действовавшего законодательства.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
(ред. от 04.11.2025)2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
Статья: Выселение из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, служебного жилого помещения и общежития: теоретические проблемы и правоприменительная практика
(Малявина Н.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Норма относительно вынужденного выселения специального субъекта из служебного жилого помещения в российском законодательстве установлена ч. 1 ст. 103 ЖК РФ <1>, где говорится о том, что "в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам". Довольно логичным является правовое последствие отказа от выполнения содержания указанной нормы - возбуждение дела по жилищному спору, рассмотрение его судом общей юрисдикции и вынесение и принудительное исполнение установленных предписаний. Если же у гражданина, подлежащего выселению из служебного жилого помещения, отсутствует иное жилье на праве собственности или социального найма, тогда они не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения. Такой категорией субъектов зачастую выступают члены семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел или иных лиц, погибших при исполнении; пенсионеры, которым начисляются пенсионные выплаты по старости; члены семьи умершего работника, которому и было выделено служебное жилое помещение; а также инвалиды с установленным ограничением трудоспособности I или II групп.
(Малявина Н.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Норма относительно вынужденного выселения специального субъекта из служебного жилого помещения в российском законодательстве установлена ч. 1 ст. 103 ЖК РФ <1>, где говорится о том, что "в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам". Довольно логичным является правовое последствие отказа от выполнения содержания указанной нормы - возбуждение дела по жилищному спору, рассмотрение его судом общей юрисдикции и вынесение и принудительное исполнение установленных предписаний. Если же у гражданина, подлежащего выселению из служебного жилого помещения, отсутствует иное жилье на праве собственности или социального найма, тогда они не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения. Такой категорией субъектов зачастую выступают члены семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел или иных лиц, погибших при исполнении; пенсионеры, которым начисляются пенсионные выплаты по старости; члены семьи умершего работника, которому и было выделено служебное жилое помещение; а также инвалиды с установленным ограничением трудоспособности I или II групп.
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Обратимся к судебной практике. Так, по одному из дел Верховный Суд РФ (Определение от 7 июня 2022 г. N 48-КГ22-15-К7) указал, что сотрудник полиции, старший уполномоченный ОВД по городскому округу подлежит выселению из служебной квартиры, предоставленной ему муниципальным образованием, хотя общий срок его службы в органах внутренних дел более 30 лет. Дело решалось по-разному в разных судебных инстанциях. Суд первой инстанции постановил решение о выселении без предоставления другой жилой площади. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда 1-й инстанции о выселении, сослался на п. 28 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897 <6>, в соответствии с которым при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет и состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судебная коллегия Верховного Суда РФ с таким подходом не согласилась, сославшись на то, что спорное жилое помещение не находится в государственной собственности и не относится к жилищному фонду внутренних дел. В связи с чем типовое положение применяться не должно. При этом в тексте Определения указано, что ответчику ранее обоснованно отказано в выводе жилья из числа служебного и разъяснено право на обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в муниципалитете. Следует подчеркнуть, что ответчик был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе МВД, но Верховный Суд РФ указал, что нуждающимся он должен быть признан в соответствующем муниципальном образовании, только при этом условии обязанность по предоставлению ему другой квартиры может быть возложена на муниципалов. В деле нет указания, но, скорее всего, он не мог этого сделать, потому что не был малоимущим. При этом Верховный Суд РФ исходит из положения, что местные власти не обязаны переводить свое жилье в федеральную собственность, такая возможность имелась до 1 января 2017 г., и то на возмездной основе <7>. В настоящее время такой перевод может рассматриваться контролирующими органами как ущерб казне муниципального образования. Аналогичное мнение Верховный Суд РФ высказывал и по другим делам <8>.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Обратимся к судебной практике. Так, по одному из дел Верховный Суд РФ (Определение от 7 июня 2022 г. N 48-КГ22-15-К7) указал, что сотрудник полиции, старший уполномоченный ОВД по городскому округу подлежит выселению из служебной квартиры, предоставленной ему муниципальным образованием, хотя общий срок его службы в органах внутренних дел более 30 лет. Дело решалось по-разному в разных судебных инстанциях. Суд первой инстанции постановил решение о выселении без предоставления другой жилой площади. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда 1-й инстанции о выселении, сослался на п. 28 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897 <6>, в соответствии с которым при прекращении службы без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет и состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судебная коллегия Верховного Суда РФ с таким подходом не согласилась, сославшись на то, что спорное жилое помещение не находится в государственной собственности и не относится к жилищному фонду внутренних дел. В связи с чем типовое положение применяться не должно. При этом в тексте Определения указано, что ответчику ранее обоснованно отказано в выводе жилья из числа служебного и разъяснено право на обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в муниципалитете. Следует подчеркнуть, что ответчик был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе МВД, но Верховный Суд РФ указал, что нуждающимся он должен быть признан в соответствующем муниципальном образовании, только при этом условии обязанность по предоставлению ему другой квартиры может быть возложена на муниципалов. В деле нет указания, но, скорее всего, он не мог этого сделать, потому что не был малоимущим. При этом Верховный Суд РФ исходит из положения, что местные власти не обязаны переводить свое жилье в федеральную собственность, такая возможность имелась до 1 января 2017 г., и то на возмездной основе <7>. В настоящее время такой перевод может рассматриваться контролирующими органами как ущерб казне муниципального образования. Аналогичное мнение Верховный Суд РФ высказывал и по другим делам <8>.
Статья: Наем военнослужащими служебных жилых помещений: обзор судебной практики
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)Конечно, один лишь факт увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище и выселения его из служебного жилого помещения. Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)Конечно, один лишь факт увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище и выселения его из служебного жилого помещения. Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: