Введение в заблуждение относительно потребительских свойств
Подборка наиболее важных документов по запросу Введение в заблуждение относительно потребительских свойств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Заключение договора потребительского кредита (займа)" Федерального закона "О потребительском кредите (займе)""Запрет, предусмотренный названной нормой права, направлен на предотвращение навязывания дополнительных услуг кредитором, когда принципиальное согласие заемщика на получение займа как такового интерпретируется кредитором как согласие со всеми условиями предоставления кредита, включая согласие на приобретение дополнительных услуг кредитора и третьих лиц. При этом, не предоставив заемщику возможность согласиться или отказаться от дополнительных услуг путем проставления собственноручной отметки заемщика о его согласии (несогласии) с их предоставлением, кредитор нарушает порядок заключения договора потребительского кредита (займа), предусмотренный ст. 7 Закона N 353-ФЗ, чем вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств услуги (предоставление кредита)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФЗапрет, предусмотренный названной нормой права, направлен на предотвращение навязывания дополнительных услуг кредитором, когда принципиальное согласие заемщика на получение займа как такового интерпретируется кредитором как согласие со всеми условиями предоставления кредита, включая согласие на приобретение дополнительных услуг кредитора и третьих лиц. При этом, не предоставив заемщику возможность согласиться или отказаться от дополнительных услуг путем проставления собственноручной отметки заемщика о его согласии (несогласии) с их предоставлением, кредитор нарушает порядок заключения договора потребительского кредита (займа), предусмотренный ст. 7 Закона N 353-ФЗ, чем вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств услуги (предоставление кредита).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.3. Пункт 3 ст. 1483 ГК РФ (ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно свойств товара или его изготовителя сведения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали)
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.3. Пункт 3 ст. 1483 ГК РФ (ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно свойств товара или его изготовителя сведения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали)
Ситуация: Что такое обман потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Согласно части 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, его пригодности для определенных целей, а также введение в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества и количества товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Согласно части 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, его пригодности для определенных целей, а также введение в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества и количества товара.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)19. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). Штраф - от 12 000 до 20 000 рублей (п. 2 ст. 14.7 КоАП РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)19. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). Штраф - от 12 000 до 20 000 рублей (п. 2 ст. 14.7 КоАП РФ).
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В случае обмана потребителя применяются положения ст. 14.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в том числе за обсчет (ч. 1) и введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги (ч. 2). К нарушениям, охватываемым ст. 14.39, ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ не применяется.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В случае обмана потребителя применяются положения ст. 14.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в том числе за обсчет (ч. 1) и введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги (ч. 2). К нарушениям, охватываемым ст. 14.39, ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ не применяется.
Статья: Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Использование терминов, связанных с экологическими стандартами, в рекламных или информационных материалах объектов недвижимости, не прошедших соответствующую сертификацию, является нарушением законодательства. Такое поведение квалифицируется как гринвошинг и подпадает под запрет, установленный статьей 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Закон запрещает недобросовестную конкуренцию, которая включает введение в заблуждение относительно качества, потребительских свойств товара, его назначения, методов производства или применения, а также ожидаемых результатов от его использования и пригодности для определенных целей [10].
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Использование терминов, связанных с экологическими стандартами, в рекламных или информационных материалах объектов недвижимости, не прошедших соответствующую сертификацию, является нарушением законодательства. Такое поведение квалифицируется как гринвошинг и подпадает под запрет, установленный статьей 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Закон запрещает недобросовестную конкуренцию, которая включает введение в заблуждение относительно качества, потребительских свойств товара, его назначения, методов производства или применения, а также ожидаемых результатов от его использования и пригодности для определенных целей [10].
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 12, 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, владелец агрегатора) несет повышенную ответственность за ненадлежащую информацию (ее несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной или неполной информации). Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей у потребителя возникают дополнительные права в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом (право на замену, безвозмездное устранение недостатков, уменьшение покупной цены и т.д. при полном возмещении убытков в установленные сроки). Наконец, гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" предусмотрена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ), а также нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей продавец обязан предоставлять информацию в условиях повышенных требований к ее содержанию и получению потребителями.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 12, 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, владелец агрегатора) несет повышенную ответственность за ненадлежащую информацию (ее несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной или неполной информации). Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей у потребителя возникают дополнительные права в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом (право на замену, безвозмездное устранение недостатков, уменьшение покупной цены и т.д. при полном возмещении убытков в установленные сроки). Наконец, гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" предусмотрена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ), а также нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей продавец обязан предоставлять информацию в условиях повышенных требований к ее содержанию и получению потребителями.