Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 N 09АП-59121/2024 по делу N А40-25854/2024
Категория спора: 1) НДС; 2) Налог на прибыль организаций.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, налога на прибыль, начислении пеней, а также о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по жалобе в установленные сроки.
Обстоятельства: Несвоевременное вынесение (вручение) решения налоговым органом, повлекшее увеличение размера начисленных налогоплательщику пеней, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Решение: Отказано.По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов, а неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
Категория спора: 1) НДС; 2) Налог на прибыль организаций.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС, налога на прибыль, начислении пеней, а также о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по жалобе в установленные сроки.
Обстоятельства: Несвоевременное вынесение (вручение) решения налоговым органом, повлекшее увеличение размера начисленных налогоплательщику пеней, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Решение: Отказано.По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов, а неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Превышение налоговым органом сроков проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены все доводы налогоплательщика, исследован максимально полный объем доказательств.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Превышение налоговым органом сроков проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены все доводы налогоплательщика, исследован максимально полный объем доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)<9> Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок. С. 98. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)<9> Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок. С. 98. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Как организовать работу службы внутреннего контроля в организации?
(Консультация эксперта, 2025)Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в проверках трудовой инспекцией для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании - принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.
(Консультация эксперта, 2025)Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в проверках трудовой инспекцией для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании - принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@
(ред. от 22.12.2023)
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
(вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами", "Требованиями к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами")
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2013 N 27589)2) обоснованность. Установленные в ходе проверки факты нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть полно и всесторонне исследованы. Отражение в акте проверки обстоятельств допущенного налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах должно основываться на результатах исследования всех документов, имеющих отношение к таким обстоятельствам, а также на результатах проведения иных мероприятий налогового контроля при осуществлении проверки. Акт проверки не должен содержать неподтвержденных выводов и предложений;
(ред. от 22.12.2023)
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
(вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами", "Требованиями к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами")
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2013 N 27589)2) обоснованность. Установленные в ходе проверки факты нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть полно и всесторонне исследованы. Отражение в акте проверки обстоятельств допущенного налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах должно основываться на результатах исследования всех документов, имеющих отношение к таким обстоятельствам, а также на результатах проведения иных мероприятий налогового контроля при осуществлении проверки. Акт проверки не должен содержать неподтвержденных выводов и предложений;
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о документах, которые подтверждают все нарушения, например ссылки на первичные бухгалтерские документы, на сведения, которые получены от третьих лиц - банков, контрагентов. Также могут быть указаны ссылки на результаты мероприятий налогового контроля, которые были проведены в рамках проверки, к примеру ссылки на допросы или на результаты экспертизы (если они проводились);
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о документах, которые подтверждают все нарушения, например ссылки на первичные бухгалтерские документы, на сведения, которые получены от третьих лиц - банков, контрагентов. Также могут быть указаны ссылки на результаты мероприятий налогового контроля, которые были проведены в рамках проверки, к примеру ссылки на допросы или на результаты экспертизы (если они проводились);
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)1. Независимость, которая выражается в правовой, экономической, материальной, моральной и личной незаинтересованности проверяющего (эксперта) в результатах проводимых финансово-контрольных и экспертных действий.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)1. Независимость, которая выражается в правовой, экономической, материальной, моральной и личной незаинтересованности проверяющего (эксперта) в результатах проводимых финансово-контрольных и экспертных действий.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Превышение налоговым органом сроков проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены все доводы налогоплательщика, исследован максимально полный объем доказательств.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Превышение налоговым органом сроков проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены все доводы налогоплательщика, исследован максимально полный объем доказательств.
Вопрос: Что признается состоянием крайней необходимости в рамках КоАП РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В юридической литературе отмечено, что состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза. Происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохранительным интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим (Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок // СПС КонсультантПлюс. 2019).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В юридической литературе отмечено, что состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза. Происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохранительным интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим (Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок // СПС КонсультантПлюс. 2019).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Подлежит ли отмене решение по проверке, если после дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщика не известили о рассмотрении материалов проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отменил решение инспекции по результатам выездной налоговой проверке, установив, в частности, что о рассмотрении всех материалов налоговой проверки (с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля) налогоплательщик уведомлен не был. При этом в ходе дополнительных мероприятий были получены сведения, имевшие значение при вынесении итогового решения по проверке.
Подлежит ли отмене решение по проверке, если после дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщика не известили о рассмотрении материалов проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отменил решение инспекции по результатам выездной налоговой проверке, установив, в частности, что о рассмотрении всех материалов налоговой проверки (с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля) налогоплательщик уведомлен не был. При этом в ходе дополнительных мероприятий были получены сведения, имевшие значение при вынесении итогового решения по проверке.
Статья: Государственный контроль за исполнением специальных инвестиционных контрактов: договорная конструкция, стороны, порядок реализации, ответственность
(Матыцин Д.Е., Иншакова А.О.)
("Современное право", 2025, N 4)Введение. В центре внимания исследования находятся специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые позволяют привлекать инвестиции в различные секторы экономики и нуждаются в систематизированном государственном контроле за исполнением, что является важным фактором эффективной реализации данного договорного механизма, обеспечивающим соблюдение условий контракта и защиту интересов всех сторон. Цель исследования: на основе анализа функций и механизма государственного контроля за исполнением СПИК, его договорной формы, сторон, порядка реализации, а также ответственности за нарушение условий СПИК и порядка разрешения споров определить влияние государственного контроля за исполнением СПИК, который гарантирует соблюдение условий контракта и обеспечивает защиту интересов всех сторон. Проанализировать механизмы контроля и порядок разрешения споров. Методы: Методологическую основу проведенного научного исследования составляет метод исторического материализма. Кроме того, в ходе написания статьи были использованы как традиционные общенаучные методы (диалектический метод познания, анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и частно-научные юридические методы (формально-юридический, метод юридического толкования и др.). Результаты исследования. Исследованы функции механизма государственного контроля исполнения СПИК, реализуемые Для Достижения главной цели - обеспечения соблюдения условий контракта и защиты интересов всех сторон. Выявлены мероприятия, которые проводятся уполномоченными органами в ходе проверки государственного контроля исполнения СПИК. В результате исследования систематизированы Действия механизмов контроля и последовательность шагов заключения, изменения, исполнения и прекращения СПИК. Изучены содержание и условия СПИК. Проанализированы обязанности сторон специального инвестиционного контракта. Определена ответственность за нарушение условий специального инвестиционного контракта, а также порядок разрешения споров. Выявлены приоритетные сферы применения специальных инвестиционных контрактов. Выводы: Резюмируя, авторы приходят к выводу, что специальный инвестиционный контракт имеет большие перспективы как для инвестора, так и для государства, так как является эффективным инструментом для привлечения инвестиций в реализацию проектов по модернизации и развитию производства. Обозначены траектории правового развития механизмов государственного контроля СПИК. Обоснован вывод о том, что государственный контроль за исполнением специального инвестиционного контракта предоставляет инвесторам широкий спектр гарантий и льгот в целях стимулирования привлечения инвестиций в проекты по созданию новых промышленных производств, тем самым стабилизируя инвестиции в российскую промышленность.
(Матыцин Д.Е., Иншакова А.О.)
("Современное право", 2025, N 4)Введение. В центре внимания исследования находятся специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые позволяют привлекать инвестиции в различные секторы экономики и нуждаются в систематизированном государственном контроле за исполнением, что является важным фактором эффективной реализации данного договорного механизма, обеспечивающим соблюдение условий контракта и защиту интересов всех сторон. Цель исследования: на основе анализа функций и механизма государственного контроля за исполнением СПИК, его договорной формы, сторон, порядка реализации, а также ответственности за нарушение условий СПИК и порядка разрешения споров определить влияние государственного контроля за исполнением СПИК, который гарантирует соблюдение условий контракта и обеспечивает защиту интересов всех сторон. Проанализировать механизмы контроля и порядок разрешения споров. Методы: Методологическую основу проведенного научного исследования составляет метод исторического материализма. Кроме того, в ходе написания статьи были использованы как традиционные общенаучные методы (диалектический метод познания, анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и частно-научные юридические методы (формально-юридический, метод юридического толкования и др.). Результаты исследования. Исследованы функции механизма государственного контроля исполнения СПИК, реализуемые Для Достижения главной цели - обеспечения соблюдения условий контракта и защиты интересов всех сторон. Выявлены мероприятия, которые проводятся уполномоченными органами в ходе проверки государственного контроля исполнения СПИК. В результате исследования систематизированы Действия механизмов контроля и последовательность шагов заключения, изменения, исполнения и прекращения СПИК. Изучены содержание и условия СПИК. Проанализированы обязанности сторон специального инвестиционного контракта. Определена ответственность за нарушение условий специального инвестиционного контракта, а также порядок разрешения споров. Выявлены приоритетные сферы применения специальных инвестиционных контрактов. Выводы: Резюмируя, авторы приходят к выводу, что специальный инвестиционный контракт имеет большие перспективы как для инвестора, так и для государства, так как является эффективным инструментом для привлечения инвестиций в реализацию проектов по модернизации и развитию производства. Обозначены траектории правового развития механизмов государственного контроля СПИК. Обоснован вывод о том, что государственный контроль за исполнением специального инвестиционного контракта предоставляет инвесторам широкий спектр гарантий и льгот в целях стимулирования привлечения инвестиций в проекты по созданию новых промышленных производств, тем самым стабилизируя инвестиции в российскую промышленность.
Статья: Контрольные (надзорные) мероприятия по законодательству Российской Федерации: виды, содержание и цели применения
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Целями выборочного контроля являются: уменьшение трудоемкости и затрат на проведение контроля; получение оперативной информации о состоянии объекта контроля; обеспечение объективности и достоверности результатов контроля, исходя из практики применения данного вида контрольного мероприятия, можно выделить следующие его задачи: определение объема и порядка формирования выборки; проведение проверки отобранных объектов выборки; анализ результатов проверки и распространение их на всю совокупность. Результатом выборочного контроля становятся оценка состояния объекта контроля с определенной степенью достоверности; выявление нарушений и недостатков, а также причин их возникновения; разработка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков; улучшение системы внутреннего контроля на объекте контроля с учетом применения риск-ориентированного подхода к анализу деятельности объекта контроля.
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Целями выборочного контроля являются: уменьшение трудоемкости и затрат на проведение контроля; получение оперативной информации о состоянии объекта контроля; обеспечение объективности и достоверности результатов контроля, исходя из практики применения данного вида контрольного мероприятия, можно выделить следующие его задачи: определение объема и порядка формирования выборки; проведение проверки отобранных объектов выборки; анализ результатов проверки и распространение их на всю совокупность. Результатом выборочного контроля становятся оценка состояния объекта контроля с определенной степенью достоверности; выявление нарушений и недостатков, а также причин их возникновения; разработка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков; улучшение системы внутреннего контроля на объекте контроля с учетом применения риск-ориентированного подхода к анализу деятельности объекта контроля.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.