Временная регистрация при приеме на работу
Подборка наиболее важных документов по запросу Временная регистрация при приеме на работу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Прием на работу: документы и оформление
(Издательство "Главная книга", 2025)При приеме на работу нужны паспорт, СНИЛС и трудовая книжка, а для работника с ЭТК - СТД-Р или СТД-СФР. Для впервые устраивающегося на работу - только паспорт и СНИЛС. Прописка или временная регистрация в месте нахождения работодателя не нужны. Военнообязанный предъявляет военный билет, призывник - удостоверение призывника (ст. ст. 64, 65 ТК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)При приеме на работу нужны паспорт, СНИЛС и трудовая книжка, а для работника с ЭТК - СТД-Р или СТД-СФР. Для впервые устраивающегося на работу - только паспорт и СНИЛС. Прописка или временная регистрация в месте нахождения работодателя не нужны. Военнообязанный предъявляет военный билет, призывник - удостоверение призывника (ст. ст. 64, 65 ТК РФ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
(ред. от 24.11.2015)
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"11. Обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
(ред. от 24.11.2015)
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"11. Обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Готовое решение: Как зарегистрировать работника в СФР с присвоением ему СНИЛС
(КонсультантПлюс, 2025)Реквизит "адрес места пребывания" у иностранного работника, как правило, должен быть заполнен. Документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, работодатель обычно не вправе требовать у работника при приеме на работу (Письмо Минтруда России от 11.11.2022 N 16-3/10/В-15565). Однако обязанность сообщить и подтвердить предоставленными документами адрес места пребывания в целях присвоения СНИЛС установлена для работника пп. 6 п. 2 ст. 6, абз. 2, 4 п. 2, п. 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете. Кроме того, адрес места пребывания может быть известен работодателю в силу того, что он является для иностранного работника принимающей стороной.
(КонсультантПлюс, 2025)Реквизит "адрес места пребывания" у иностранного работника, как правило, должен быть заполнен. Документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, работодатель обычно не вправе требовать у работника при приеме на работу (Письмо Минтруда России от 11.11.2022 N 16-3/10/В-15565). Однако обязанность сообщить и подтвердить предоставленными документами адрес места пребывания в целях присвоения СНИЛС установлена для работника пп. 6 п. 2 ст. 6, абз. 2, 4 п. 2, п. 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете. Кроме того, адрес места пребывания может быть известен работодателю в силу того, что он является для иностранного работника принимающей стороной.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник не имеет регистрации по месту жительства и месту пребывания или прибыл на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, указанные сведения выдайте ему при приеме на работу для постановки на воинский учет по месту пребывания в военкомате (или в органе местного самоуправления) (пп. "д" п. 30 Положения о воинском учете). Указанные сведения советуем выдать работнику под расписку, а также дополнительно направить в военкомат и (или) орган местного самоуправления по месту нахождения вашей организации информацию о приеме на работу гражданина, не имеющего военного билета и регистрации по месту жительства (пребывания), сопроводительное письмо и форму из Приложения N 2 к Положению о воинском учете. То есть вам нужно собрать документы, подтверждающие, что вы сделали все возможное для исполнения обязанности по ведению воинского учета в организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник не имеет регистрации по месту жительства и месту пребывания или прибыл на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, указанные сведения выдайте ему при приеме на работу для постановки на воинский учет по месту пребывания в военкомате (или в органе местного самоуправления) (пп. "д" п. 30 Положения о воинском учете). Указанные сведения советуем выдать работнику под расписку, а также дополнительно направить в военкомат и (или) орган местного самоуправления по месту нахождения вашей организации информацию о приеме на работу гражданина, не имеющего военного билета и регистрации по месту жительства (пребывания), сопроводительное письмо и форму из Приложения N 2 к Положению о воинском учете. То есть вам нужно собрать документы, подтверждающие, что вы сделали все возможное для исполнения обязанности по ведению воинского учета в организации.
Статья: Реестр контролируемых лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие, особенности
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Например, иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации и имеющий все необходимые документы для легального нахождения на территории государства (паспорт иностранного гражданина, миграционную карту), регистрирует свое нахождение по месту пребывания, заключает трудовой договор и, при необходимости, оформляет патент для осуществления трудовой деятельности. Все эти данные имеются на интегрированных сервисах "ГИСМУ" и СПО "Мигрант-1", включая отметки о нахождении гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами. В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин при выполнении определенных требований имеет право получить вид на жительство в Российской Федерации (ВНЖ), а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Например, иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации и имеющий все необходимые документы для легального нахождения на территории государства (паспорт иностранного гражданина, миграционную карту), регистрирует свое нахождение по месту пребывания, заключает трудовой договор и, при необходимости, оформляет патент для осуществления трудовой деятельности. Все эти данные имеются на интегрированных сервисах "ГИСМУ" и СПО "Мигрант-1", включая отметки о нахождении гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами. В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин при выполнении определенных требований имеет право получить вид на жительство в Российской Федерации (ВНЖ), а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.