Возмещение вреда за незаконное привлечение к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда за незаконное привлечение к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Убытки, причиненные административным правонарушением и незаконным привлечением к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Нельзя требовать возмещения вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, при отказе от административного преследования в связи с истечением сроков давности, если одновременно заявитель не добивался прекращения производства ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Нельзя требовать возмещения вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, при отказе от административного преследования в связи с истечением сроков давности, если одновременно заявитель не добивался прекращения производства ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Статья посвящена исследованию вопроса соблюдения прав физических и юридических лиц в административно-деликтном процессе. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не разграничивает основания для прекращения производства по делу об административным правонарушениям на реабилитирующие и не реабилитирующие, а также не содержит оснований и порядка восстановления прав лиц, подвергнутых государственному принуждению. Изученная судебная свидетельствует об отсутствии единообразного подхода при разрешении дел о возмещении вреда, лицам, производство по делу об административном правонарушении в отношении которых было прекращено. Регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности посредством исключительно гражданско-правовых механизмов не позволяет обеспечить полноценного соблюдения прав лиц, подвергнутых государственному принуждению, поскольку они не учитывают специфику неравенства субъектного состава возникающих в таких случаях правоотношений. Отсутствие правовой регламентации института реабилитации в административно-деликтном процессе влечет нарушение гарантированного Конституцией РФ права на возмещение вреда, причиненного органами государственной власти.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Статья посвящена исследованию вопроса соблюдения прав физических и юридических лиц в административно-деликтном процессе. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не разграничивает основания для прекращения производства по делу об административным правонарушениям на реабилитирующие и не реабилитирующие, а также не содержит оснований и порядка восстановления прав лиц, подвергнутых государственному принуждению. Изученная судебная свидетельствует об отсутствии единообразного подхода при разрешении дел о возмещении вреда, лицам, производство по делу об административном правонарушении в отношении которых было прекращено. Регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности посредством исключительно гражданско-правовых механизмов не позволяет обеспечить полноценного соблюдения прав лиц, подвергнутых государственному принуждению, поскольку они не учитывают специфику неравенства субъектного состава возникающих в таких случаях правоотношений. Отсутствие правовой регламентации института реабилитации в административно-деликтном процессе влечет нарушение гарантированного Конституцией РФ права на возмещение вреда, причиненного органами государственной власти.
Статья: Актуальные вопросы возмещения вреда в гражданско-правовом и уголовно-правовом аспекте
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ <4> подлежит возмещению вред, причиненный гражданину совершением следующих незаконных действий: осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, привлечения к административной ответственности в виде административного ареста. Юридическое лицо имеет право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Во всех указанных случаях причиненный ущерб возмещается в полном объеме за счет соответствующей казны независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ <4> подлежит возмещению вред, причиненный гражданину совершением следующих незаконных действий: осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, привлечения к административной ответственности в виде административного ареста. Юридическое лицо имеет право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Во всех указанных случаях причиненный ущерб возмещается в полном объеме за счет соответствующей казны независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
(ред. от 04.11.2025)2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья: Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.