Возложить на органы опеки контроль за выполнением родительских обязанностей

Подборка наиболее важных документов по запросу Возложить на органы опеки контроль за выполнением родительских обязанностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 N 88-11439/2021 по делу N 2-2362/2020
Категория: Семейные споры.
Требования: 1) О взыскании алиментов; 2) О лишении родительских прав.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что отец в воспитании и содержании дочери участия не принимает, свои родительские обязанности исполняет ненадлежащим образом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Доводы кассационной жалобы органов опеки попечительства о том, что суд апелляционной инстанции, возлагая на органы опеки обязанность осуществлять контроль за выполнением П. родительских обязанностей, не учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 14.11.2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", об отсутствии такой обязанности у органов опеки и попечительства, не свидетельствуют о нарушении либо неправильном применении судом апелляционной инстанции семейного законодательства или о нарушении норм процессуального права при разрешении спора, повлекшее принятие неправильного решения по существу спора, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения в обжалуемой кассатором части.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Спор о лишении родительских прав (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2024)
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44, даже если виновное поведение ответчика доказано, суд может отказать в удовлетворении требования о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменить свое отношение к воспитанию и материальному обеспечению детей, возложив контроль за выполнением ответчиком родительских обязанностей на орган опеки и попечительства (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 30.06.2021 по делу N 33-26343/2021, от 26.11.2020 по делу N 33-418042/2020, 2-804/2020, от 20.11.2020 по делу N 33-416935/2020).
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)
Но даже при наличии вины родителей в ненадлежащем осуществлении родительских прав и неисполнении родительских обязанностей суды по сложившейся судебной практике исходят из того, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей. В результате лишения родительских прав они утрачивают не только те права, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и все другие, основанные на факте родства с ребенком и вытекают как из семейных, так и иных правоотношений (в частности, гражданских, трудовых, пенсионных), включая право на льготы и пособия, установленные для граждан, имеющих детей, право на получение от совершеннолетних трудоспособных детей содержания, а также возможность быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями других детей. Поэтому суды учитывают характер поведения родителя, особенности его личности, привязанность ребенка к этому родителю и другие конкретные обстоятельства, дающие основания полагать, что родитель может изменить свое поведение и отношение к воспитанию ребенка. В таких случаях суд, отказывая в иске о лишении родительских прав, при отсутствии оснований для ограничения родительских прав (отобрания ребенка) выносит предупреждение родителю (родителям) о необходимости изменения своего отношения к воспитанию ребенка, возлагая контроль за надлежащим исполнением родительских обязанностей на орган опеки и попечительства.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 N 744
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов"
Обеспечить действенный надзор за соблюдением прав и законных интересов российских детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. При проведении проверок в органах опеки и попечительства и региональных операторах государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, оценивать исполнение законодательства при учете таких детей, передаче их на усыновление (удочерение), осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания в семьях иностранных усыновителей.