Внеочередное предоставление жилья по Перечню заболеваний
Подборка наиболее важных документов по запросу Внеочередное предоставление жилья по Перечню заболеваний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 85 "Расходные обязательства субъекта Российской Федерации" БК РФ"Таким образом, внеочередное предоставление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В перечне оснований возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, определенных в статье 85 Бюджетного кодекса, в иных актах федерального и областного законодательства основания для осуществления субъектом Российской Федерации таких расходов также отсутствуют, соответственно, надлежащим ответчиком по спору об обязании предоставить вне очереди жилое помещение является именно администрация г. Ростова-на-Дону."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"При этом указанным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно - правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сложные случаи инвалидности и квартирный вопрос
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 10)Если заболевание предусмотрено Перечнем 1, предоставляется право на внеочередное обеспечение жильем, включение заболевания в Перечень 2 предусматривает обеспечение жильем в порядке общей очереди.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 10)Если заболевание предусмотрено Перечнем 1, предоставляется право на внеочередное обеспечение жильем, включение заболевания в Перечень 2 предусматривает обеспечение жильем в порядке общей очереди.
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Согласно ст. 17 названного выше Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Многие заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <2>, одновременно являются основанием для признания лица инвалидом <3>. Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2005 г., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом ни ст. 12 - 14 ЖК РФ, посвященными полномочиям органов власти в области жилищных отношений, ни иными нормами жилищного законодательства вопрос финансирования мероприятий по обеспечению указанных категорий лиц прямо не отнесен к какому-либо уровню власти. В свою очередь, на органы местного самоуправления прямо возложено решение лишь организационных вопросов, связанных с постановкой таких лиц на учет, их ведением и т.п.
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Согласно ст. 17 названного выше Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Многие заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <2>, одновременно являются основанием для признания лица инвалидом <3>. Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2005 г., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом ни ст. 12 - 14 ЖК РФ, посвященными полномочиям органов власти в области жилищных отношений, ни иными нормами жилищного законодательства вопрос финансирования мероприятий по обеспечению указанных категорий лиц прямо не отнесен к какому-либо уровню власти. В свою очередь, на органы местного самоуправления прямо возложено решение лишь организационных вопросов, связанных с постановкой таких лиц на учет, их ведением и т.п.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Исходя из изложенного выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Исходя из изложенного выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним;
Статья: Имеет ли право инвалид после выхода из психоневрологического интерната на жилье, из которого он был взят в ПНИ?
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Статья: Практическая реализация жилищных прав инвалидов
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)Как следует из решения, истец был принят на учет еще в 1991 году, в 2007 году включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. То есть на момент его исключения из списка и рассмотрения дела ему не предоставлялось жилье на протяжении 25 лет, при этом администрация города самостоятельно создала основание для того, чтобы не исполнять требования законодательства и не предоставлять жилье.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)Как следует из решения, истец был принят на учет еще в 1991 году, в 2007 году включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. То есть на момент его исключения из списка и рассмотрения дела ему не предоставлялось жилье на протяжении 25 лет, при этом администрация города самостоятельно создала основание для того, чтобы не исполнять требования законодательства и не предоставлять жилье.
Ситуация: Как лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении, получить жилье по договору социального найма?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, - с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ; Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, - с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ; Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П).
Статья: О реализации прокурорами полномочий по защите в судебном порядке прав инвалидов
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, в том числе в перечисленных в данной статье случаях при проживании в семье больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, в том числе в перечисленных в данной статье случаях при проживании в семье больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Ситуация: В каком порядке предоставляются жилые помещения жилищного фонда социального использования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вне очереди жилье предоставляется нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или (при определенных условиях) собственникам жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту или реконструкции, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с утвержденным перечнем (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 91.15 ЖК РФ; Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вне очереди жилье предоставляется нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или (при определенных условиях) собственникам жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту или реконструкции, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с утвержденным перечнем (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 91.15 ЖК РФ; Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н).
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Однако, если встает вопрос о предоставлении жилого помещения лицам, страдающим другими тяжелыми хроническими заболеваниями, включенными в Перечень, судебная практика меняется. Суды, удовлетворяя иски о внеочередном обеспечении жильем, отказывают в требованиях об одновременном взыскании этих средств с бюджетов вышестоящего уровня, делая тем самым свое решение трудноисполнимым <10>.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Однако, если встает вопрос о предоставлении жилого помещения лицам, страдающим другими тяжелыми хроническими заболеваниями, включенными в Перечень, судебная практика меняется. Суды, удовлетворяя иски о внеочередном обеспечении жильем, отказывают в требованиях об одновременном взыскании этих средств с бюджетов вышестоящего уровня, делая тем самым свое решение трудноисполнимым <10>.
Статья: Жилье инвалидам по новым законам
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года (далее будут рассматриваться именно такие случаи), обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. То есть так же, как и любые другие граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий? А если инвалид является гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также признан недееспособным и ему назначен опекун, то на жилое помещение какой общей площади он вправе претендовать и будет ли это жилое помещение предоставлено ему вне очереди? Будет ли опекун указанного гражданина иметь право на проживание в данном жилом помещении или даже право на вселение в данное жилое помещение по договору социального найма? Посмотрим на ответы на эти вопросы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2021 N 3-П. Однозначных ответов нет вследствие разнообразия условий установления и реализации опеки. Опекун может быть членом семьи подопечного, а может и не быть им. Одному подопечному, в исключение из общего правила, может быть назначен не один опекун. Опекун может быть назначен временно в порядке предварительной опеки. Постоянный уход в отношении недееспособного гражданина может осуществлять не опекун, а другое лицо. При решении вопроса, будет ли опекуну и подопечному предоставлено общее жилье на льготных условиях, существенное значение будут иметь отношения, сложившиеся между опекуном и подопечным. Но для того, чтобы обеспечить интересы инвалидов, признанных недееспособными, которым назначен опекун, не обязательно предоставлять общее жилье опекуну и подопечному. Такому гражданину жилое помещение может быть предоставлено в пределах двойной нормы предоставления, в том числе с учетом ч. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ. В таком случае опекун сможет присутствовать по месту жительства данного гражданина без вселения в жилое помещение по договору социального найма. Если опекун является подопечному супругом или близким родственником, осуществляющим за ним постоянный уход, требующий совместного проживания, то предоставление жилого помещения должно обеспечивать возможность вселения опекуна с тем, чтобы соблюдались правила, установленные ЖК РФ, в частности ст. 70 ЖК РФ. Что может означать данный вывод о том, что уже при предоставлении жилого помещения должна соблюдаться ст. 70 ЖК РФ? Думаю, что это значит, что общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи не должна быть менее учетной нормы. Если же данный опекун еще и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено данному гражданину и опекуну, с возможным превышением нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Но такой вариант возможен в исключительных случаях, при отсутствии помещений подходящего размера для реализации предыдущего варианта. Также может быть рассмотрен и вариант предоставления жилого помещения такому гражданину с учетом необходимости проживания в нем членов его семьи (включая опекуна), если, исходя из обстоятельств конкретного дела, они совместно осуществляют уход за ним, и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года (далее будут рассматриваться именно такие случаи), обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. То есть так же, как и любые другие граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий? А если инвалид является гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также признан недееспособным и ему назначен опекун, то на жилое помещение какой общей площади он вправе претендовать и будет ли это жилое помещение предоставлено ему вне очереди? Будет ли опекун указанного гражданина иметь право на проживание в данном жилом помещении или даже право на вселение в данное жилое помещение по договору социального найма? Посмотрим на ответы на эти вопросы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2021 N 3-П. Однозначных ответов нет вследствие разнообразия условий установления и реализации опеки. Опекун может быть членом семьи подопечного, а может и не быть им. Одному подопечному, в исключение из общего правила, может быть назначен не один опекун. Опекун может быть назначен временно в порядке предварительной опеки. Постоянный уход в отношении недееспособного гражданина может осуществлять не опекун, а другое лицо. При решении вопроса, будет ли опекуну и подопечному предоставлено общее жилье на льготных условиях, существенное значение будут иметь отношения, сложившиеся между опекуном и подопечным. Но для того, чтобы обеспечить интересы инвалидов, признанных недееспособными, которым назначен опекун, не обязательно предоставлять общее жилье опекуну и подопечному. Такому гражданину жилое помещение может быть предоставлено в пределах двойной нормы предоставления, в том числе с учетом ч. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ. В таком случае опекун сможет присутствовать по месту жительства данного гражданина без вселения в жилое помещение по договору социального найма. Если опекун является подопечному супругом или близким родственником, осуществляющим за ним постоянный уход, требующий совместного проживания, то предоставление жилого помещения должно обеспечивать возможность вселения опекуна с тем, чтобы соблюдались правила, установленные ЖК РФ, в частности ст. 70 ЖК РФ. Что может означать данный вывод о том, что уже при предоставлении жилого помещения должна соблюдаться ст. 70 ЖК РФ? Думаю, что это значит, что общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи не должна быть менее учетной нормы. Если же данный опекун еще и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено данному гражданину и опекуну, с возможным превышением нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Но такой вариант возможен в исключительных случаях, при отсутствии помещений подходящего размера для реализации предыдущего варианта. Также может быть рассмотрен и вариант предоставления жилого помещения такому гражданину с учетом необходимости проживания в нем членов его семьи (включая опекуна), если, исходя из обстоятельств конкретного дела, они совместно осуществляют уход за ним, и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.