Вина должностного лица в совершении административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вина должностного лица в совершении административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.39 "Отказ в предоставлении информации" КоАП РФ"В данном случае спорное правоотношение, о котором заявлено Р., имело место в сентябре 2021 года, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дела составляет три месяца, который истек в декабре 2021 года, тогда как в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности, вследствие чего судья не вправе делать выводы о вине должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Одни авторы предлагают определять вину юридического лица в совершении административного правонарушения через вину его должностного лица или нескольких должностных лиц, допустивших нарушения тех или иных правил и норм <8>.
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Одни авторы предлагают определять вину юридического лица в совершении административного правонарушения через вину его должностного лица или нескольких должностных лиц, допустивших нарушения тех или иных правил и норм <8>.
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Следует подчеркнуть, что только виновное правонарушение влечет за собой последствия в виде наступления административной ответственности. Тем не менее в случае совершения административного правонарушения должностным лицом формой его вины будет не только умышленное совершение противоправного действия, но и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, независимо от того, могло или не могло должностное лицо предвидеть негативные последствия таковых.
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Следует подчеркнуть, что только виновное правонарушение влечет за собой последствия в виде наступления административной ответственности. Тем не менее в случае совершения административного правонарушения должностным лицом формой его вины будет не только умышленное совершение противоправного действия, но и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, независимо от того, могло или не могло должностное лицо предвидеть негативные последствия таковых.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)31. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с должностным лицом, если у такого юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры к их соблюдению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)31. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с должностным лицом, если у такого юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры к их соблюдению.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за невыплату (задержку) зарплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если юридическое лицо совершило административное правонарушение и выявлены должностные лица, по вине которых оно совершено, к административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как юридическое лицо, так и указанные должностные лица. Однако юрлицо не подлежит административной ответственности за правонарушение, за которое привлечено к ответственности должностное лицо, при условии, что юрлицо приняло все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если юридическое лицо совершило административное правонарушение и выявлены должностные лица, по вине которых оно совершено, к административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как юридическое лицо, так и указанные должностные лица. Однако юрлицо не подлежит административной ответственности за правонарушение, за которое привлечено к ответственности должностное лицо, при условии, что юрлицо приняло все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: К вопросу о презумпции виновности в условиях защиты гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.