Увольнение за грубое нарушение служебной дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение за грубое нарушение служебной дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Предусмотренная пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ возможность расторжения контракта о службе в органах внутренних дел с сотрудником, допустившим грубое нарушение служебной дисциплины, и его увольнения из органов внутренних дел призвана обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеют высокие морально-нравственные качества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя правило о том, что сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, направлен на обеспечение интересов данного вида службы и призван гарантировать ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)По своей сути увольнение по утрате доверия является разновидностью увольнения за грубое нарушение служебной дисциплины и соотносится с ним как часть и целое. Далеко не каждое увольнение за грубое нарушение служебной дисциплины - это увольнение по утрате доверия. Сама формулировка "увольнение по утрате доверия" не совсем корректна в том смысле, в котором она употребляется в законе о государственной службе, поскольку она не отражает всего спектра отношений, в которых имеет место доверие или недоверие. В этой связи было бы верно в служебном законодательстве использовать такую конструкцию, как "дисциплинарное увольнение за нарушение законодательства о противодействии коррупции".
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)По своей сути увольнение по утрате доверия является разновидностью увольнения за грубое нарушение служебной дисциплины и соотносится с ним как часть и целое. Далеко не каждое увольнение за грубое нарушение служебной дисциплины - это увольнение по утрате доверия. Сама формулировка "увольнение по утрате доверия" не совсем корректна в том смысле, в котором она употребляется в законе о государственной службе, поскольку она не отражает всего спектра отношений, в которых имеет место доверие или недоверие. В этой связи было бы верно в служебном законодательстве использовать такую конструкцию, как "дисциплинарное увольнение за нарушение законодательства о противодействии коррупции".
Статья: Невыход на работу из-за снегопада - прогул?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Суд первой инстанции встал на сторону работодателя. Отказывая в удовлетворении исковых требований работника, он исходил из сведений о метеоусловиях центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, опровергающих невозможность работника прибыть к месту службы из-за обильного снегопада, показаний свидетелей и результатов служебной проверки. Суд пришел к выводу о доказанности факта отсутствия сотрудника на рабочем месте без уважительной причины и установления обстоятельств грубых нарушений служебной дисциплины, соблюдении процедуры увольнения и о соответствии тяжести совершенного дисциплинарного проступка виду дисциплинарного взыскания.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Суд первой инстанции встал на сторону работодателя. Отказывая в удовлетворении исковых требований работника, он исходил из сведений о метеоусловиях центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, опровергающих невозможность работника прибыть к месту службы из-за обильного снегопада, показаний свидетелей и результатов служебной проверки. Суд пришел к выводу о доказанности факта отсутствия сотрудника на рабочем месте без уважительной причины и установления обстоятельств грубых нарушений служебной дисциплины, соблюдении процедуры увольнения и о соответствии тяжести совершенного дисциплинарного проступка виду дисциплинарного взыскания.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2023 года"Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно служило основанием для решения вопроса о возможности освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного медицинской организацией частной системы здравоохранения, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, и увольнения данного лица со службы за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в его отсутствии на службе, притом что причиной такого отсутствия послужила его временная нетрудоспособность.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Основания увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел предусмотрены статьей 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 части 2 данной статьи сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а согласно пункту 22 части 2 этой статьи - в связи с утратой доверия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Основания увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел предусмотрены статьей 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 части 2 данной статьи сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а согласно пункту 22 части 2 этой статьи - в связи с утратой доверия.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)в) сотрудник допустил неоднократное нарушение служебной дисциплины. В данном случае речь идет не о грубом нарушении служебной дисциплины, а о любом нарушении служебной дисциплины. Но для увольнения по этому основанию необходимо наличие у сотрудника неснятых дисциплинарных взысканий, наложенных ранее приказом руководителя;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)в) сотрудник допустил неоднократное нарушение служебной дисциплины. В данном случае речь идет не о грубом нарушении служебной дисциплины, а о любом нарушении служебной дисциплины. Но для увольнения по этому основанию необходимо наличие у сотрудника неснятых дисциплинарных взысканий, наложенных ранее приказом руководителя;
Статья: Эволюционное становление и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России в XX - XXI веках
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Несоблюдение сотрудником антикоррупционных запретов и ограничений, установленных для государственных служащих общими нормами, соотносилось с грубым нарушением служебной дисциплины и влекло увольнение со службы.
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Несоблюдение сотрудником антикоррупционных запретов и ограничений, установленных для государственных служащих общими нормами, соотносилось с грубым нарушением служебной дисциплины и влекло увольнение со службы.