Увольнение по инициативе гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение по инициативе гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Представление подложного документа или заведомо ложных сведений как основание расторжения служебного контракта. Так, ст. 37 Закона о гражданской службе предусматривает возможность увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в случае совершения рассматриваемого деяния (п. 7 ч. 1), причем, как и п. 8 ч. 1 ст. 16, как при поступлении на службу, так и при ее прохождении.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Представление подложного документа или заведомо ложных сведений как основание расторжения служебного контракта. Так, ст. 37 Закона о гражданской службе предусматривает возможность увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в случае совершения рассматриваемого деяния (п. 7 ч. 1), причем, как и п. 8 ч. 1 ст. 16, как при поступлении на службу, так и при ее прохождении.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)15 июня 2020 г. И. освобождена от замещаемой должности, служебный контракт с ней прекращен по инициативе государственного гражданского служащего. В день увольнения И. направила обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее также - комиссия) с просьбой рассмотреть вопрос о даче согласия на заключение ею трудового договора с 1 сентября 2020 г. на неопределенный срок с государственным бюджетным учреждением здравоохранения - городской поликлиникой на замещение должности врача-эпидемиолога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)15 июня 2020 г. И. освобождена от замещаемой должности, служебный контракт с ней прекращен по инициативе государственного гражданского служащего. В день увольнения И. направила обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее также - комиссия) с просьбой рассмотреть вопрос о даче согласия на заключение ею трудового договора с 1 сентября 2020 г. на неопределенный срок с государственным бюджетным учреждением здравоохранения - городской поликлиникой на замещение должности врача-эпидемиолога.
"Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"
(утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росгвардией 14.12.2023)5.3. Увольнение по инициативе работодателя гражданских служащих и работников, являющихся членами Профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
(утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росгвардией 14.12.2023)5.3. Увольнение по инициативе работодателя гражданских служащих и работников, являющихся членами Профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.