Увольнение иностранного гражданина при получении им Российского гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение иностранного гражданина при получении им Российского гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Применение того или иного специального основания увольнения зависит от статуса иностранца (работник-иностранец с патентом (разрешением на работу), временно проживающий в РФ или с видом на жительство в РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Применение того или иного специального основания увольнения зависит от статуса иностранца (работник-иностранец с патентом (разрешением на работу), временно проживающий в РФ или с видом на жительство в РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 10 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также в случае, если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранный гражданин не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на получение вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 10 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также в случае, если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранный гражданин не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на получение вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2022 N 44-П
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"1.2. По мнению А.А. Степаняна, оспариваемое положение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не соответствует статьям 2, 6 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 19 (часть 2) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно не обеспечивает предоставления жилищных гарантий нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, поскольку не учитывает времени прохождения военной службы Российской Федерации иностранными гражданами до получения ими гражданства Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"1.2. По мнению А.А. Степаняна, оспариваемое положение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не соответствует статьям 2, 6 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 19 (часть 2) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно не обеспечивает предоставления жилищных гарантий нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, поскольку не учитывает времени прохождения военной службы Российской Федерации иностранными гражданами до получения ими гражданства Российской Федерации.
Вопрос: Должен ли работодатель оплатить больничный, выданный в течение 30 дней после увольнения, работнику по договору ГПХ?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: С 1 января 2023 г. обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: С 1 января 2023 г. обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
Вопрос: Какие услуги предоставляет организациям Единый портал госуслуг в части представления услуг МВД России?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- уведомления о заключении/расторжении трудового договора с иностранным гражданином (лицом без гражданства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- уведомления о заключении/расторжении трудового договора с иностранным гражданином (лицом без гражданства);
Статья: Воспроизводство трудовых ресурсов и миграционная политика
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)В рамках участия репатриантов в рабочей силе остро стоит еще одна проблема, которая связана со множественностью гражданства переселенцев и связанным с этим запретом на занятие ряда должностей - в частности, поступления на государственную или муниципальную службу <8> (принятие соответствующих поправок в законодательство ожидается в ближайшее время <9>). Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив они должны будут быть уволены, если в течение полугода не представят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве. Как показывает практика, зачастую документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют, а его получение сопряжено с большими бюрократическими трудностями. Таким образом, репатрианты, соотечественники, переселенцы фактически остаются пораженными в трудовых правах. Эти люди, как правило, теряют связи со страной происхождения и связывают круг своих жизненных интересов с Россией, но законодательство и правоприменительная практика (нередко из-за плохо сформулированных законов) по вопросам гражданства и миграции содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Введение множественных новаций по установлению барьеров для трудоустройства не только негативно сказывается на участии переселенцев в рабочей силе, но и, по мнению экспертов "Форума...", озвученному на семинаре на тему "Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства, и пути их решения" (Институт стран СНГ, 31 марта 2021 г.) <10> могут даже привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан России.
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)В рамках участия репатриантов в рабочей силе остро стоит еще одна проблема, которая связана со множественностью гражданства переселенцев и связанным с этим запретом на занятие ряда должностей - в частности, поступления на государственную или муниципальную службу <8> (принятие соответствующих поправок в законодательство ожидается в ближайшее время <9>). Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив они должны будут быть уволены, если в течение полугода не представят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве. Как показывает практика, зачастую документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют, а его получение сопряжено с большими бюрократическими трудностями. Таким образом, репатрианты, соотечественники, переселенцы фактически остаются пораженными в трудовых правах. Эти люди, как правило, теряют связи со страной происхождения и связывают круг своих жизненных интересов с Россией, но законодательство и правоприменительная практика (нередко из-за плохо сформулированных законов) по вопросам гражданства и миграции содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Введение множественных новаций по установлению барьеров для трудоустройства не только негативно сказывается на участии переселенцев в рабочей силе, но и, по мнению экспертов "Форума...", озвученному на семинаре на тему "Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства, и пути их решения" (Институт стран СНГ, 31 марта 2021 г.) <10> могут даже привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан России.
Вопрос: У иностранного гражданина Узбекистана - подрядчика по договору подряда закончился срок патента на работу в РФ. Он подал документы в МВД России на переоформление патента, но пока его не получил. Работы по договору еще не выполнены. Должна ли организация-заказчик расторгнуть договор подряда и уведомить МВД России?
(Консультация эксперта, 2023)Следовательно, после расторжения договора подряда и после получения нового переоформленного патента надо уведомить МВД России по формам и Порядку подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденному Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536.
(Консультация эксперта, 2023)Следовательно, после расторжения договора подряда и после получения нового переоформленного патента надо уведомить МВД России по формам и Порядку подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденному Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536.
Вопрос: Мы принимаем на работу иностранного работника с патентом. Должен ли работодатель проконтролировать подачу уведомления об осуществлении трудовой деятельности иностранным работником? Как узнать, что патент аннулирован? Если патент работника окажется аннулированным, обязательно ли увольнять иностранного работника?
(Консультация эксперта, 2024)Об аннулировании патента работодатель и иностранный работник узнают из уведомления МВД России, оформляемого в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании патента согласно п. 123 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 05.10.2020 N 695.
(Консультация эксперта, 2024)Об аннулировании патента работодатель и иностранный работник узнают из уведомления МВД России, оформляемого в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании патента согласно п. 123 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 05.10.2020 N 695.
Вопрос: Надо ли вносить изменения в трудовой договор и уведомлять МВД России, если иностранный работник получил гражданство РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Расторгать трудовой договор с целью его перезаключения при приобретении гражданства РФ иностранным гражданином не требуется (Письмо Роструда от 15.12.2021 N ПГ/37863-6-1).
(Консультация эксперта, 2025)Расторгать трудовой договор с целью его перезаключения при приобретении гражданства РФ иностранным гражданином не требуется (Письмо Роструда от 15.12.2021 N ПГ/37863-6-1).
Ситуация: Каков порядок вступления в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане РФ, приобретшие гражданство РФ, которые в определенный период прохождения военной службы являлись иностранными гражданами или лицами без гражданства и проходили военную службу по контракту (в том числе в порядке и на условиях, определенных международными договорами РФ (соглашениями)) в федеральном органе исполнительной власти или федеральном госоргане, в которых предусмотрена военная служба (далее - граждане РФ, которые в период прохождения военной службы являлись иностранцами). При этом общая продолжительность их военной службы по контракту должна составлять более трех лет, а первый контракт о прохождении военной службы в указанном органе заключен после 01.01.2005.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане РФ, приобретшие гражданство РФ, которые в определенный период прохождения военной службы являлись иностранными гражданами или лицами без гражданства и проходили военную службу по контракту (в том числе в порядке и на условиях, определенных международными договорами РФ (соглашениями)) в федеральном органе исполнительной власти или федеральном госоргане, в которых предусмотрена военная служба (далее - граждане РФ, которые в период прохождения военной службы являлись иностранцами). При этом общая продолжительность их военной службы по контракту должна составлять более трех лет, а первый контракт о прохождении военной службы в указанном органе заключен после 01.01.2005.
Статья: Реестр контролируемых лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие, особенности
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)При этом судебная практика, хотя и немногочисленная, имеется: Решение Вольского районного суда Саратовской области от 14.02.2025 по делу N а-2-35/2025 "О признании незаконным решения об отказе в разрешении въезда в Российскую Федерацию, аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации"; Решение Советского районного суда города Воронежа от 20.02.2025 N 1244/2025 "Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в Российской Федерации" и др.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)При этом судебная практика, хотя и немногочисленная, имеется: Решение Вольского районного суда Саратовской области от 14.02.2025 по делу N а-2-35/2025 "О признании незаконным решения об отказе в разрешении въезда в Российскую Федерацию, аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации"; Решение Советского районного суда города Воронежа от 20.02.2025 N 1244/2025 "Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в Российской Федерации" и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)10) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации или заявления о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо заявления о получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день подачи соответствующего заявления (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <1>;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)10) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации или заявления о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо заявления о получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день подачи соответствующего заявления (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <1>;