Утверждение бюджета муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение бюджета муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Между тем органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят (статья 12 Конституция Российской Федерации). Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, закрепляя за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статья 132), поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40), другие полномочия не предусматривает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О форме правового акта субъекта РФ об утверждении распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам и виде НПА субъекта РФ, которым следует закрепить форму такого правового акта.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 02-15-10/118922)Вопрос: О форме правового акта субъекта РФ об утверждении распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам и виде НПА субъекта РФ, которым следует закрепить форму такого правового акта.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 02-15-10/118922)Вопрос: О форме правового акта субъекта РФ об утверждении распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам и виде НПА субъекта РФ, которым следует закрепить форму такого правового акта.
Вопрос: О применении бюджетных мер принуждения, а также утверждении местного бюджета с превышением предельных размеров дефицита и ответственности за их нарушение.
(Письмо Минфина России от 12.04.2023 N 02-09-08/33060)Вопрос: О применении бюджетных мер принуждения, а также утверждении местного бюджета с превышением предельных размеров дефицита и ответственности за их нарушение.
(Письмо Минфина России от 12.04.2023 N 02-09-08/33060)Вопрос: О применении бюджетных мер принуждения, а также утверждении местного бюджета с превышением предельных размеров дефицита и ответственности за их нарушение.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Раздел VII. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ
(ред. от 31.07.2025)Раздел VII. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ
Статья: Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)По юридической силе после устава идут нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования <8>. К компетенции представительного органа муниципального образования, кроме принятия устава, отнесен ряд важных для населения вопросов: утверждение местного бюджета, правил благоустройства, установление местных налогов и сборов и др.
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)По юридической силе после устава идут нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования <8>. К компетенции представительного органа муниципального образования, кроме принятия устава, отнесен ряд важных для населения вопросов: утверждение местного бюджета, правил благоустройства, установление местных налогов и сборов и др.
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
Вопрос: Об утверждении иных показателей, подлежащих в обязательном порядке утверждению отдельными приложениями к решению об исполнении местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 02-06-10/95300)Вопрос: Об утверждении иных показателей, подлежащих в обязательном порядке утверждению отдельными приложениями к решению об исполнении местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 02-06-10/95300)Вопрос: Об утверждении иных показателей, подлежащих в обязательном порядке утверждению отдельными приложениями к решению об исполнении местного бюджета.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Основы рассмотрения и утверждения местных бюджетов регламентируются гл. 21 БК РФ;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Основы рассмотрения и утверждения местных бюджетов регламентируются гл. 21 БК РФ;
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
Статья: Особенности организации поселков старателей в системе местного самоуправления Российской Федерации
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Органы местного самоуправления в городских поселениях на базе поселков старателей также занимаются организацией местных социальных программ, развитием инфраструктуры, контролем за соблюдением законодательства и обеспечением общественного порядка на территории городских поселений. Кроме того, они принимают участие в разработке и утверждении местных бюджетов, распределении муниципальных ресурсов, а также участвуют в решении вопросов по локальным инвестиционным проектам и развитию экономики на местном уровне.
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Органы местного самоуправления в городских поселениях на базе поселков старателей также занимаются организацией местных социальных программ, развитием инфраструктуры, контролем за соблюдением законодательства и обеспечением общественного порядка на территории городских поселений. Кроме того, они принимают участие в разработке и утверждении местных бюджетов, распределении муниципальных ресурсов, а также участвуют в решении вопросов по локальным инвестиционным проектам и развитию экономики на местном уровне.
Вопрос: О субсидиях местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, в отношении которых возможно утверждение не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 02-16-08/17897)Вопрос: О субсидиях местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, в отношении которых возможно утверждение не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 02-16-08/17897)Вопрос: О субсидиях местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, в отношении которых возможно утверждение не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий.
Корреспонденция счетов: Как отразить в бюджетном учете исполнительного органа субъекта РФ операции по перечислению сумм межбюджетных трансфертов текущего характера в виде субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий органами местного самоуправления? Перечисление межбюджетных трансфертов текущего характера в виде субвенций осуществляется в порядке авансирования единовременно на всю сумму утвержденных показателей лимитов бюджетных обязательств...
(Консультация эксперта, 2025)Исполнительному органу субъекта РФ - главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС) переданы полномочия по перечислению субвенции местным бюджетам. Размер утвержденных лимитов бюджетных обязательств по субвенции на текущий финансовый год равен 250 000 руб. Кассовое обслуживание бюджета указанного субъекта ведется территориальным органом Федерального казначейства (исполнительному органу этого субъекта открыты соответствующие лицевые счета).
(Консультация эксперта, 2025)Исполнительному органу субъекта РФ - главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС) переданы полномочия по перечислению субвенции местным бюджетам. Размер утвержденных лимитов бюджетных обязательств по субвенции на текущий финансовый год равен 250 000 руб. Кассовое обслуживание бюджета указанного субъекта ведется территориальным органом Федерального казначейства (исполнительному органу этого субъекта открыты соответствующие лицевые счета).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; иные бюджетные полномочия (ст. 9 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; иные бюджетные полномочия (ст. 9 БК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.