Утрата гражданским служащим доверия является основанием для
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата гражданским служащим доверия является основанием для (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... полагал, что по результатам проведенной в отношении Гнездиловой Т.Г. проверки и рекомендации комиссии уволить ее с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с утратой доверия у межрайонной инспекции... не имелось оснований для расторжения с Гнездиловой Т.Г. служебного контракта по инициативе гражданского служащего, поскольку Гнездилова Т.Г. подлежала увольнению в связи с утратой доверия как совершившая коррупционное правонарушение и дальнейшему включению ее в реестр лиц, уволенных по указанному основанию... Действия представителя нанимателя способствовали освобождению от ответственности Гнездиловой Т.Г., допустившей коррупционное правонарушение.
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... полагал, что по результатам проведенной в отношении Гнездиловой Т.Г. проверки и рекомендации комиссии уволить ее с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с утратой доверия у межрайонной инспекции... не имелось оснований для расторжения с Гнездиловой Т.Г. служебного контракта по инициативе гражданского служащего, поскольку Гнездилова Т.Г. подлежала увольнению в связи с утратой доверия как совершившая коррупционное правонарушение и дальнейшему включению ее в реестр лиц, уволенных по указанному основанию... Действия представителя нанимателя способствовали освобождению от ответственности Гнездиловой Т.Г., допустившей коррупционное правонарушение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суд указал в Определении, что в силу ст. 11 Закона о противодействии коррупции служащий обязан уведомить нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Достаточным основанием для увольнения государственного гражданского служащего с занимаемой должности в связи с утратой доверия к нему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов является сам факт непринятия служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. То обстоятельство, что истец не имел какой-либо выгоды от заключения ООО "Приоритетные проекты" контрактов с подведомственными Министерству здравоохранения Алтайского края медицинскими учреждениями, не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов <18>.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суд указал в Определении, что в силу ст. 11 Закона о противодействии коррупции служащий обязан уведомить нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Достаточным основанием для увольнения государственного гражданского служащего с занимаемой должности в связи с утратой доверия к нему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов является сам факт непринятия служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. То обстоятельство, что истец не имел какой-либо выгоды от заключения ООО "Приоритетные проекты" контрактов с подведомственными Министерству здравоохранения Алтайского края медицинскими учреждениями, не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов <18>.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, а также осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности может служить основанием для его увольнения в связи с утратой доверия со стороны работодателя.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, а также осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности может служить основанием для его увольнения в связи с утратой доверия со стороны работодателя.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они - в системной связи с иными положениями этого Федерального закона - служат основанием для решения вопроса об увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления государственным гражданским служащим при поступлении на государственную гражданскую службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1858-О, от 28 июня 2018 года N 1480-О и от 29 января 2019 года N 95-О).
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1858-О, от 28 июня 2018 года N 1480-О и от 29 января 2019 года N 95-О).
Статья: Особенности применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Согласно ч. 3 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Согласно ч. 3 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
Статья: Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Опыт советского периода показал, что если в ходе отчета избиратели были "недовольны" деятельностью депутата, то они могли инициировать его отзыв. Основанием для этого могло стать решение большинства избирателей соответствующего округа. Причиной для отзыва служила потеря доверия со стороны электората или совершение поступков, которые противоречили высокому статусу народного представителя <21>.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Опыт советского периода показал, что если в ходе отчета избиратели были "недовольны" деятельностью депутата, то они могли инициировать его отзыв. Основанием для этого могло стать решение большинства избирателей соответствующего округа. Причиной для отзыва служила потеря доверия со стороны электората или совершение поступков, которые противоречили высокому статусу народного представителя <21>.
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Существуют и иные ограничения, связанные с возможностью быть избранным единоличным исполнительным органом коммерческой организации. Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Существуют и иные ограничения, связанные с возможностью быть избранным единоличным исполнительным органом коммерческой организации. Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
Статья: Правовая природа реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия
(Черепанова Е.В., Матвеев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Таким образом, действующее законодательство содержит основания для включения граждан в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, и правила его ведения, но не закрепляет четко обозначенные правовые последствия такого включения. Согласимся с точкой зрения, что включение бывшего гражданского служащего в данный реестр "не несет в себе никаких запретительных мер для внесенных в него лиц вновь участвовать в конкурсном отборе на замещение вакантных должностей государственной службы. Данная норма не ограничивает доступ к государственной службе и, следовательно, является декларативной" <13>.
(Черепанова Е.В., Матвеев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Таким образом, действующее законодательство содержит основания для включения граждан в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, и правила его ведения, но не закрепляет четко обозначенные правовые последствия такого включения. Согласимся с точкой зрения, что включение бывшего гражданского служащего в данный реестр "не несет в себе никаких запретительных мер для внесенных в него лиц вновь участвовать в конкурсном отборе на замещение вакантных должностей государственной службы. Данная норма не ограничивает доступ к государственной службе и, следовательно, является декларативной" <13>.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)В каких случаях гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)В каких случаях гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Статья 37 Федерального закона N 79-ФЗ подробно регламентирует основания для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Пункт 1.1 ч. 1 указанной статьи в качестве основания для увольнения предусматривает утрату представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами N 79-ФЗ, от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и др.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Статья 37 Федерального закона N 79-ФЗ подробно регламентирует основания для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Пункт 1.1 ч. 1 указанной статьи в качестве основания для увольнения предусматривает утрату представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами N 79-ФЗ, от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и др.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Единственный срок, который связан напрямую с последствиями увольнения в связи с утратой доверия, это пятилетний период, предусмотренный п. 3 ч. 3 ст. 15 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", после которого сведения исключаются из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия [5]. Но исключение из данного реестра по сути имеет только внешние репутационные последствия для государственного гражданского служащего с точки зрения официальной государственной информационной системы, а с учетом развития сети Интернет и многократного копирования данного реестра в других неофициальных источниках - информация может сохраняться неограниченно долгое время. И самое главное - исключение из реестра с формально-юридической точки зрения никак не влияет на возникающее ограничение при поступлении на государственную гражданскую службу, поскольку содержание ст. 16 N 79-ФЗ указывает только на сам факт увольнения в связи с утратой доверия, но ненахождение государственного служащего в реестре.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Единственный срок, который связан напрямую с последствиями увольнения в связи с утратой доверия, это пятилетний период, предусмотренный п. 3 ч. 3 ст. 15 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", после которого сведения исключаются из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия [5]. Но исключение из данного реестра по сути имеет только внешние репутационные последствия для государственного гражданского служащего с точки зрения официальной государственной информационной системы, а с учетом развития сети Интернет и многократного копирования данного реестра в других неофициальных источниках - информация может сохраняться неограниченно долгое время. И самое главное - исключение из реестра с формально-юридической точки зрения никак не влияет на возникающее ограничение при поступлении на государственную гражданскую службу, поскольку содержание ст. 16 N 79-ФЗ указывает только на сам факт увольнения в связи с утратой доверия, но ненахождение государственного служащего в реестре.