Устранение наложения границ земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Устранение наложения границ земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФ"В свою очередь, оспариваемая норма предоставляет возможность уполномоченному органу скорректировать схему расположения испрашиваемого заинтересованным лицом земельного участка, с тем чтобы она отвечала существующим нормативным требованиям (например, устранить изломанность границ, их наложение на красные линии и т.д.), предложив данный вариант заинтересованному лицу для согласования."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60.2 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Судами установлено, что обращение в суд с настоящим иском обусловлено тем, что в результате двойного учета одна территория, по сведениям разных источников, отнесена к категории земель населенных пунктов и земель лесного фонда, такое пересечение границ земельного участка истца с землями лесного фонда возможно устранить с использованием механизма, предусмотренного ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе для устранения реестровой ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон (за исключением уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами) (ч. 11.1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе для устранения реестровой ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон (за исключением уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами) (ч. 11.1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11. Согласно ч. 11 комментируемой статьи последствием изменения описания местоположения границ территориальной зоны (территориальных зон) в связи с устранением пересечения указанных границ с границами земельных участков является обязанность органа местного самоуправления обеспечить в порядке, установленном ч. 3.2 и 3.3 комментируемой статьи, внесение изменений в правила землепользования и застройки путем приведения их в соответствие со сведениями, указанными в уведомлении, направленном Росреестром.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11. Согласно ч. 11 комментируемой статьи последствием изменения описания местоположения границ территориальной зоны (территориальных зон) в связи с устранением пересечения указанных границ с границами земельных участков является обязанность органа местного самоуправления обеспечить в порядке, установленном ч. 3.2 и 3.3 комментируемой статьи, внесение изменений в правила землепользования и застройки путем приведения их в соответствие со сведениями, указанными в уведомлении, направленном Росреестром.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11.1. В случае, если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе в целях устранения указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, за исключением случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11.1. В случае, если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе в целях устранения указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, за исключением случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
<Письмо> Росреестра от 31.03.2025 N 18-2988-ТГ/25
<По вопросу, связанному с устранением пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, возникших в результате осуществления государственного кадастрового учета земельных участков>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
<По вопросу, связанному с устранением пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, возникших в результате осуществления государственного кадастрового учета земельных участков>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Надо сказать, что поскольку права частных лиц обычно становятся нарушенными вследствие обнаружившегося несоответствия сведений ГЛР сведениям ЕГРН, то единственно верным и отражающим суть положений Закона о лесной амнистии является предъявление (1) требований о признании недействительными сведений ГЛР в части наложения границ земельных участков на лесные участки, соединенных с требованиями (2) о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на ведение ГЛР, выразившегося в невнесении изменений в сведения ГЛР в части устранения наложения (пересечений) границ земельных участков на лесные участки и/или (3) об обязании такого органа привести сведения ГЛР в части границ лесных участков в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельных участков.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Надо сказать, что поскольку права частных лиц обычно становятся нарушенными вследствие обнаружившегося несоответствия сведений ГЛР сведениям ЕГРН, то единственно верным и отражающим суть положений Закона о лесной амнистии является предъявление (1) требований о признании недействительными сведений ГЛР в части наложения границ земельных участков на лесные участки, соединенных с требованиями (2) о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на ведение ГЛР, выразившегося в невнесении изменений в сведения ГЛР в части устранения наложения (пересечений) границ земельных участков на лесные участки и/или (3) об обязании такого органа привести сведения ГЛР в части границ лесных участков в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельных участков.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Принятие Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) позволило решать вопросы об устранении наложений (пересечений) границ земельных участков лесного фонда с границами населенных пунктов и территориальных зон. Этот Закон получил название "Закон о лесной амнистии". Стоит надеяться, что его применение приведет в соответствие сведения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и Государственном лесном реестре (далее - ГЛР). Благодаря реализации положений Закона N 280-ФЗ стало возможным решить вопрос взаимоисключающего характера данных ГЛР и ЕГРН. Кроме того, появилась возможность привести в соответствие данные о границах земельных участков лесного фонда и данные о границах населенных пунктов, имеющиеся в ЕГРН. Причем Законом N 280-ФЗ дано право пользователям и собственникам земельных участков решать спорные вопросы без обращения в судебные органы, а также разрешать проблемы ошибочного отнесения их земельных участков к землям лесного фонда.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Принятие Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) позволило решать вопросы об устранении наложений (пересечений) границ земельных участков лесного фонда с границами населенных пунктов и территориальных зон. Этот Закон получил название "Закон о лесной амнистии". Стоит надеяться, что его применение приведет в соответствие сведения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и Государственном лесном реестре (далее - ГЛР). Благодаря реализации положений Закона N 280-ФЗ стало возможным решить вопрос взаимоисключающего характера данных ГЛР и ЕГРН. Кроме того, появилась возможность привести в соответствие данные о границах земельных участков лесного фонда и данные о границах населенных пунктов, имеющиеся в ЕГРН. Причем Законом N 280-ФЗ дано право пользователям и собственникам земельных участков решать спорные вопросы без обращения в судебные органы, а также разрешать проблемы ошибочного отнесения их земельных участков к землям лесного фонда.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства, определения зон рекреационного назначения или устранения пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства, определения зон рекреационного назначения или устранения пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае отсутствия в таком межевом плане характерных точек границ, определяющих местоположение "новой", измененной в целях устранения пересечения части границ лесного участка (например, если точки пересечения границ земельного участка с границами лесного участка не являются характерными точками границ такого земельного участка), орган регистрации прав самостоятельно определяет значения координат таких характерных точек. В случае если в результате такого изменения местоположения части границ лесного участка требуется изменение площади такого участка, определение "нового" значения площади лесного участка также осуществляется органом регистрации прав самостоятельно.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае отсутствия в таком межевом плане характерных точек границ, определяющих местоположение "новой", измененной в целях устранения пересечения части границ лесного участка (например, если точки пересечения границ земельного участка с границами лесного участка не являются характерными точками границ такого земельного участка), орган регистрации прав самостоятельно определяет значения координат таких характерных точек. В случае если в результате такого изменения местоположения части границ лесного участка требуется изменение площади такого участка, определение "нового" значения площади лесного участка также осуществляется органом регистрации прав самостоятельно.