Установление административного надзора при условно-досрочном освобождении
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление административного надзора при условно-досрочном освобождении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 23.05.2024 по делу N 33а-1003/2024 (УИД 13RS0011-01-2024-000604-29)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88а-34636/2022 по делу N 2а-437/2022 (УИД 71RS0004-01-2022-000842-47)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы, возникающие в связи с рассмотрением материала о снятии судимости с осужденного
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
Статья: Освобождение осужденных от отбывания наказания по состоянию здоровья
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р
(ред. от 27.05.2023)
<О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
(ред. от 27.05.2023)
<О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Статья: Основные направления совместных научных исследований МВД России и ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)2) судебного решения об установлении в отношении лица административного надзора (на весь период его осуществления);
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)2) судебного решения об установлении в отношении лица административного надзора (на весь период его осуществления);
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.