Условия назначения социальной пенсии по инвалидности
Подборка наиболее важных документов по запросу Условия назначения социальной пенсии по инвалидности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 23.10.2024 N 33-1886/2024 (УИД 53RS0022-01-2023-007948-66)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение ответчиком разумного срока направления в территориальный орган медико-социальной экспертизы документов, необходимых для принятия решения о признании его инвалидом, что повлекло несвоевременное назначение ему пенсии по инвалидности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 151, 1064, 1069 ГК РФ, положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт признания незаконным бездействия (действия, решения), допущенного должностными лицами, не является безусловным основанием для взыскания в пользу истца убытков и денежной компенсации морального вреда, а по делу отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие, что в случае своевременного направления на медико-социальную экспертизу Г. был бы признан инвалидом и ему была бы назначена пенсия.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение ответчиком разумного срока направления в территориальный орган медико-социальной экспертизы документов, необходимых для принятия решения о признании его инвалидом, что повлекло несвоевременное назначение ему пенсии по инвалидности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 151, 1064, 1069 ГК РФ, положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт признания незаконным бездействия (действия, решения), допущенного должностными лицами, не является безусловным основанием для взыскания в пользу истца убытков и денежной компенсации морального вреда, а по делу отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие, что в случае своевременного направления на медико-социальную экспертизу Г. был бы признан инвалидом и ему была бы назначена пенсия.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 05.03.2024 N 33-2818/2024(2-1262/2023) (УИД 03RS0068-01-2023-001308-77)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы; 3) О признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемым решением ей неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Также, представленные стороной истца архивные справки от 1 марта 2024 года NN 152-157, в которых отражены начисления заработной платы, содержащие, в том числе процент за вредность, за особые условия, как и книги учета престарелых и инвалидов, поступающих на государственное обеспечение (листы дела 144-195, том 1), представленный список лиц, получавших социальное обслуживание в данном учреждении в спорный период (листы дела 76-91, том 1), из которых следует, что получателями социальных услуг ГУ КЦСОН Чекмагушевского района являлись и являются лица престарелого возраста (старше 60 лет), инвалиды 1 и 2 групп, должностная инструкция старшей медицинской сестры ГУ КЦСОН Чекмагушевского района от 1 января 2006 года (лист дела 36-38, том 1) не свидетельствуют о наличии оснований для включения спорного периода Н. в льготный стаж для назначения досрочного пенсионного обеспечения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы; 3) О признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемым решением ей неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Также, представленные стороной истца архивные справки от 1 марта 2024 года NN 152-157, в которых отражены начисления заработной платы, содержащие, в том числе процент за вредность, за особые условия, как и книги учета престарелых и инвалидов, поступающих на государственное обеспечение (листы дела 144-195, том 1), представленный список лиц, получавших социальное обслуживание в данном учреждении в спорный период (листы дела 76-91, том 1), из которых следует, что получателями социальных услуг ГУ КЦСОН Чекмагушевского района являлись и являются лица престарелого возраста (старше 60 лет), инвалиды 1 и 2 групп, должностная инструкция старшей медицинской сестры ГУ КЦСОН Чекмагушевского района от 1 января 2006 года (лист дела 36-38, том 1) не свидетельствуют о наличии оснований для включения спорного периода Н. в льготный стаж для назначения досрочного пенсионного обеспечения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по инвалидности и ее размер
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по инвалидности и ее размер
Ситуация: Каковы случаи приостановления, возобновления и прекращения выплаты страховых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо указанных оснований выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается также при наличии условий, дающих право на назначение социальной пенсии по старости или страховой пенсии по старости, назначаемой, в частности, досрочно (ч. 2 ст. 25 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо указанных оснований выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается также при наличии условий, дающих право на назначение социальной пенсии по старости или страховой пенсии по старости, назначаемой, в частности, досрочно (ч. 2 ст. 25 Закона N 400-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
Статья: О правовой природе и сущности негосударственной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <3> (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), более детально регламентирующий предоставление негосударственных пенсий на добровольной основе. Государство показало, что, несмотря на диспозитивность данных отношений, оно имеет существенные интересы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, связанные со стабильностью данной системы и защитой интересов получателей выплат. С принятием данного Закона право на негосударственную пенсию и ее размер уже не могли вольно определяться соглашением сторон <4>. Пенсионные основания предусматривают два обязательных условия: пенсионный возраст и наличие пенсионных накоплений. На сегодняшний день при определении права на негосударственную пенсию возраст не должен быть ниже 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и не выше возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях. Назначение негосударственной пенсии ранее указанного возраста связано с еще большим количеством императивных ограничений, фактически право на негосударственную пенсию в этих случаях связано с наличием права на досрочную страховую пенсию по старости, включая требования о специальном страховом стаже, работе в особых климатических условиях, наличии особых социально-демографических обстоятельств либо права на страховые пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <3> (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), более детально регламентирующий предоставление негосударственных пенсий на добровольной основе. Государство показало, что, несмотря на диспозитивность данных отношений, оно имеет существенные интересы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, связанные со стабильностью данной системы и защитой интересов получателей выплат. С принятием данного Закона право на негосударственную пенсию и ее размер уже не могли вольно определяться соглашением сторон <4>. Пенсионные основания предусматривают два обязательных условия: пенсионный возраст и наличие пенсионных накоплений. На сегодняшний день при определении права на негосударственную пенсию возраст не должен быть ниже 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и не выше возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях. Назначение негосударственной пенсии ранее указанного возраста связано с еще большим количеством императивных ограничений, фактически право на негосударственную пенсию в этих случаях связано с наличием права на досрочную страховую пенсию по старости, включая требования о специальном страховом стаже, работе в особых климатических условиях, наличии особых социально-демографических обстоятельств либо права на страховые пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Ситуация: Какие льготы положены инвалидам с детства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что страховая и социальная пенсии по инвалидности по общему правилу назначаются со дня признания лица инвалидом (дня признания ребенком-инвалидом, установления соответствующей группы инвалидности) без истребования заявления о назначении такой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР, в том числе содержащихся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". При этом гражданин вправе отказаться от назначения таким способом страховой пенсии по инвалидности, подав соответствующее заявление в СФР, и обратиться за ее назначением в общем (заявительном) порядке, представив в СФР необходимые документы. Также пенсионер вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, которые могут повлечь увеличение размера страховой пенсии по инвалидности (ч. 4.1 ст. 21, ч. 1, 3, 6, 7 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ; п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1, п. 8 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что страховая и социальная пенсии по инвалидности по общему правилу назначаются со дня признания лица инвалидом (дня признания ребенком-инвалидом, установления соответствующей группы инвалидности) без истребования заявления о назначении такой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР, в том числе содержащихся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". При этом гражданин вправе отказаться от назначения таким способом страховой пенсии по инвалидности, подав соответствующее заявление в СФР, и обратиться за ее назначением в общем (заявительном) порядке, представив в СФР необходимые документы. Также пенсионер вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, которые могут повлечь увеличение размера страховой пенсии по инвалидности (ч. 4.1 ст. 21, ч. 1, 3, 6, 7 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ; п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1, п. 8 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Ситуация: Какие существуют виды пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В настоящее время содержание извещения граждан о назначении страховой пенсии по старости, социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности установлено Приказом Минтруда от 08.09.2015 N 616н "Об утверждении Правил ведения пенсионной документации".
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В настоящее время содержание извещения граждан о назначении страховой пенсии по старости, социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности установлено Приказом Минтруда от 08.09.2015 N 616н "Об утверждении Правил ведения пенсионной документации".
Статья: К вопросу правового регулирования получения инвалидами двух пенсий
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Законодательством (п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ) допускается возможность получившим военные травмы инвалидам и гражданам, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", получать две пенсии (социальную пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости). Это положение абсолютно справедливо и не подлежит обсуждению.
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Законодательством (п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ) допускается возможность получившим военные травмы инвалидам и гражданам, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", получать две пенсии (социальную пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости). Это положение абсолютно справедливо и не подлежит обсуждению.
Статья: О правовой природе накопительной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Накопительная пенсия в структуре обязательного пенсионного страхования. В настоящее время российское пенсионное законодательство содержит пять видов пенсий, выделяемых по условиям назначения. Под условиями назначения понимаются основные юридические факты, определяющие право на пенсию. Основанием для возникновения пенсионного правоотношения является юридический состав, представляющий собой комплекс взаимосвязанных юридических фактов <1>, но в комплексе юридических фактов следует выделить один, который определяет сущность данного вида пенсий. Соответственно, в учебной и научной литературе выделяют следующие виды пенсий: пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет, социальные пенсии. Страховые пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2> (далее - Закон о страховых пенсиях), включают в себя пенсии трех видов: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца. Государственное пенсионное обеспечение реализуется через все пять видов пенсий <3>.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Накопительная пенсия в структуре обязательного пенсионного страхования. В настоящее время российское пенсионное законодательство содержит пять видов пенсий, выделяемых по условиям назначения. Под условиями назначения понимаются основные юридические факты, определяющие право на пенсию. Основанием для возникновения пенсионного правоотношения является юридический состав, представляющий собой комплекс взаимосвязанных юридических фактов <1>, но в комплексе юридических фактов следует выделить один, который определяет сущность данного вида пенсий. Соответственно, в учебной и научной литературе выделяют следующие виды пенсий: пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет, социальные пенсии. Страховые пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2> (далее - Закон о страховых пенсиях), включают в себя пенсии трех видов: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца. Государственное пенсионное обеспечение реализуется через все пять видов пенсий <3>.
Статья: Электронные средства коммуникации между субъектами пенсионных правоотношений как триггер развития пенсионного процесса
(Чирков С.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В проекте Федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении 27 января текущего года, предусматривается возможность назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности, а также социальных доплат к пенсии без подачи правомочными гражданами заявлений <8>, в связи с чем изменяются прежние и вводятся новые процедурные нормы, регулирующие порядок установления пенсий.
(Чирков С.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В проекте Федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении 27 января текущего года, предусматривается возможность назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности, а также социальных доплат к пенсии без подачи правомочными гражданами заявлений <8>, в связи с чем изменяются прежние и вводятся новые процедурные нормы, регулирующие порядок установления пенсий.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 N 88-11008/2023 истцу было отказано во включении в специальный стаж работы в должности медсестры физиокабинета в Т. городском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Суд обратил внимание на то, что отнесение определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, невключение вида учреждения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, а не комплексные центры социального обслуживания населения.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 N 88-11008/2023 истцу было отказано во включении в специальный стаж работы в должности медсестры физиокабинета в Т. городском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Суд обратил внимание на то, что отнесение определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, невключение вида учреждения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, а не комплексные центры социального обслуживания населения.
Ситуация: Как пенсионеру получить государственную социальную помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение конкретного вида государственной социальной помощи зависит от ряда условий.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение конкретного вида государственной социальной помощи зависит от ряда условий.
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях страховая пенсия по старости и социальная пенсия по старости могут быть назначены в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР. Например, получателю страховой пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по старости при соблюдении условий для ее назначения. При несоблюдении таких условий, но достижении возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости, будет назначена социальная пенсия по старости (ч. 1, 4.1 ст. 21, ч. 6, 6.1, 6.3, п. 2 ч. 10 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; пп. 2 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях страховая пенсия по старости и социальная пенсия по старости могут быть назначены в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР. Например, получателю страховой пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по старости при соблюдении условий для ее назначения. При несоблюдении таких условий, но достижении возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости, будет назначена социальная пенсия по старости (ч. 1, 4.1 ст. 21, ч. 6, 6.1, 6.3, п. 2 ч. 10 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; пп. 2 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).