Удаление главы в отставку
Подборка наиболее важных документов по запросу Удаление главы в отставку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)2. Прекращение полномочий (удаление в отставку) главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)2. Прекращение полномочий (удаление в отставку) главы муниципального образования
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции"Исходя из вышеприведенных выше норм, предусмотрено решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку досрочно, а также досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления;
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) специальные сроки по делам: а) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - 10 дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 219 КАС РФ); б) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 3, 4 ст. 219 КАС РФ) - 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) специальные сроки по делам: а) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - 10 дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 219 КАС РФ); б) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 3, 4 ст. 219 КАС РФ) - 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Районную прокуратуру это не устроило: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Районную прокуратуру это не устроило: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 комментируемой статьи).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 комментируемой статьи).
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Сегодня местные главы по Федеральному закону должны обеспечивать межнациональное и межконфессиональное согласие на вверенной им территории. Как представители публичной власти и исполнители Стратегии национальной безопасности России от 2 июля 2021 г. они также направляют усилия на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России. Одним из оснований для удаления главы в отставку является допущение дискриминации, нарушений гарантий равенства прав граждан, которые повлекли межэтнические конфликты. Как видим, эта норма перешла из прежнего в новый Закон N 33 2025 г. и актуальна в условиях вызовов современной повестке миграционных вопросов. Однако обеспечение межнационального мира и согласия - это сфера ответственности преимущественно федерального уровня, в меньшей мере муниципального [10]. Такая позиция была ранее у депутатов при введении данной нормы в 2013 г. в текст Закона N 131-ФЗ. На наш взгляд, требуется дополнительное правовое регулирование, то есть корреспондирующие нормы, регламентирующие организационные процедуры и специальные полномочия глав муниципальных образований в этой части, связанные как с адаптацией мигрантов, так и сохранением собственных местных традиций.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Сегодня местные главы по Федеральному закону должны обеспечивать межнациональное и межконфессиональное согласие на вверенной им территории. Как представители публичной власти и исполнители Стратегии национальной безопасности России от 2 июля 2021 г. они также направляют усилия на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России. Одним из оснований для удаления главы в отставку является допущение дискриминации, нарушений гарантий равенства прав граждан, которые повлекли межэтнические конфликты. Как видим, эта норма перешла из прежнего в новый Закон N 33 2025 г. и актуальна в условиях вызовов современной повестке миграционных вопросов. Однако обеспечение межнационального мира и согласия - это сфера ответственности преимущественно федерального уровня, в меньшей мере муниципального [10]. Такая позиция была ранее у депутатов при введении данной нормы в 2013 г. в текст Закона N 131-ФЗ. На наш взгляд, требуется дополнительное правовое регулирование, то есть корреспондирующие нормы, регламентирующие организационные процедуры и специальные полномочия глав муниципальных образований в этой части, связанные как с адаптацией мигрантов, так и сохранением собственных местных традиций.
Статья: Законопроект об общих принципах организации местного самоуправления 2022 г.: новеллы и преемственность в правовом регулировании
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Глава муниципального образования, как и ранее, может быть отрешен от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия, высшим должностным лицом субъекта РФ, а также удален в отставку по решению представительного органа муниципального образования, инициируемого его депутатами или высшим должностным лицом субъекта РФ. Среди оснований удаления главы в отставку появилось новое: "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления". Иными словами, в данном случае речь идет о политической ответственности главы. Это основание предполагает четкую регламентацию соответствующих показателей (они устанавливаются указом Президента РФ), а также в каждом случае выяснение причин невыполнения отдельных из них.
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Глава муниципального образования, как и ранее, может быть отрешен от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия, высшим должностным лицом субъекта РФ, а также удален в отставку по решению представительного органа муниципального образования, инициируемого его депутатами или высшим должностным лицом субъекта РФ. Среди оснований удаления главы в отставку появилось новое: "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления". Иными словами, в данном случае речь идет о политической ответственности главы. Это основание предполагает четкую регламентацию соответствующих показателей (они устанавливаются указом Президента РФ), а также в каждом случае выяснение причин невыполнения отдельных из них.