Участие в закупках иностранных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие в закупках иностранных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация участвует в тендерах и закупках. Вправе ли заказчик отклонить заявку на участие в электронном аукционе при предложении иностранного товара (Китай), если в извещении об электронном аукционе установлен запрет допуска товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, за исключением ЕАЭС?
(Консультация эксперта, 2025)Правительством РФ установлен запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее - иностранные лица), по установленному Перечню (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875).
(Консультация эксперта, 2025)Правительством РФ установлен запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее - иностранные лица), по установленному Перечню (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875).
Статья: Угроза экономической безопасности Российской Федерации как юридическая категория
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Корректность данного вывода подтверждается соображениями следующего характера. Угроза экономической безопасности означает объективную потребность в принятии таких правовых мер, которые могут быть связаны с ограничением прав и свобод субъектов экономической деятельности. К примеру, применительно к функционированию контрактной системы такие меры могут выражаться в ограничениях допуска к участию в правоотношениях по удовлетворению публичных нужд определенных видов субъектов (к примеру, иностранных компаний) или продукции (к примеру, произведенной на территории недружественных стран) либо ограничении применения определенных способов закупки. Любая из таких мер связана с ограничением свободы экономической деятельности, а потому должна иметь в своем основании целевые критерии и формальные условия, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Указание в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ в перечне прав, не подлежащих ограничению, не создает правовой коллизии, ибо свобода предпринимательской деятельности не носит абсолютного характера <14>, подтверждение чему обнаруживается в той же ст. 34 Конституции РФ - во второй ее части, которая устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Обеспечение баланса частных и публичных начал определено в позициях Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) как сущностная предпосылка пределов свободы экономической деятельности <15>.
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Корректность данного вывода подтверждается соображениями следующего характера. Угроза экономической безопасности означает объективную потребность в принятии таких правовых мер, которые могут быть связаны с ограничением прав и свобод субъектов экономической деятельности. К примеру, применительно к функционированию контрактной системы такие меры могут выражаться в ограничениях допуска к участию в правоотношениях по удовлетворению публичных нужд определенных видов субъектов (к примеру, иностранных компаний) или продукции (к примеру, произведенной на территории недружественных стран) либо ограничении применения определенных способов закупки. Любая из таких мер связана с ограничением свободы экономической деятельности, а потому должна иметь в своем основании целевые критерии и формальные условия, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Указание в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ в перечне прав, не подлежащих ограничению, не создает правовой коллизии, ибо свобода предпринимательской деятельности не носит абсолютного характера <14>, подтверждение чему обнаруживается в той же ст. 34 Конституции РФ - во второй ее части, которая устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Обеспечение баланса частных и публичных начал определено в позициях Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) как сущностная предпосылка пределов свободы экономической деятельности <15>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(ред. от 23.09.2024)
"О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
(ред. от 23.09.2024)
"О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)- действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица;
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)- действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица;
Статья: Требования к участникам закупки и ограничения: что учесть заказчику?
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)К участию в закупках (и по контрактной системе, и по Закону N 223-ФЗ) не могут быть допущены юридические и физические лица, признанные иностранными агентами <9>. Эта корректировка была введена в законодательство о контрактной системе в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)К участию в закупках (и по контрактной системе, и по Закону N 223-ФЗ) не могут быть допущены юридические и физические лица, признанные иностранными агентами <9>. Эта корректировка была введена в законодательство о контрактной системе в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Вопрос: Об участии юрлиц и физлиц, являющихся иностранными агентами, в закупках отдельными видами юрлиц и отнесении лица к иностранным агентам.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 24-07-07/129469)Учитывая изложенное, юридические лица и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Законом N 255-ФЗ, не вправе принимать участие в закупках.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 24-07-07/129469)Учитывая изложенное, юридические лица и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Законом N 255-ФЗ, не вправе принимать участие в закупках.
"Обзор судебной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656" для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656" для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
Статья: Признание юридического лица иностранным агентом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Признанное иностранным агентом юридическое лицо не вправе осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях и (или) просветительскую деятельность, производить информационную продукцию для несовершеннолетних (ч. 9, 10 ст. 11 Закона N 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 12.2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Признанное иностранным агентом юридическое лицо не вправе осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях и (или) просветительскую деятельность, производить информационную продукцию для несовершеннолетних (ч. 9, 10 ст. 11 Закона N 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 12.2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
Статья: Финансово-правовые меры государственной поддержки российских правообладателей в условиях действия ограничительных мер
(Антропцева И.О.)
("Современное право", 2025, N 6)Основной удар был направлен на дестабилизацию финансовой системы, что с очевидной долей вероятности должно было ударить в первую очередь по бизнесу, подорвать экономику. Любое кризисное явление всегда имеет две стороны. Соответственно, введение ограничительных мер не стало исключением: они действительно оказали существенное влияние на бизнес в Российской Федерации - как положительное, так и отрицательное. К негативным последствиям следует отнести определенное ограничение закупок материалов, товаров, программного обеспечения и т.п., сокращение рынка сбыта, доступа к иностранному капиталу, участие в совместных проектах, отток высококвалифицированных кадров. В то же время открылись и новые возможности, в частности, стали доступны те области, ниши, которые были ранее заняты зарубежными компаниями, сократилась конкуренция в отдельных сферах.
(Антропцева И.О.)
("Современное право", 2025, N 6)Основной удар был направлен на дестабилизацию финансовой системы, что с очевидной долей вероятности должно было ударить в первую очередь по бизнесу, подорвать экономику. Любое кризисное явление всегда имеет две стороны. Соответственно, введение ограничительных мер не стало исключением: они действительно оказали существенное влияние на бизнес в Российской Федерации - как положительное, так и отрицательное. К негативным последствиям следует отнести определенное ограничение закупок материалов, товаров, программного обеспечения и т.п., сокращение рынка сбыта, доступа к иностранному капиталу, участие в совместных проектах, отток высококвалифицированных кадров. В то же время открылись и новые возможности, в частности, стали доступны те области, ниши, которые были ранее заняты зарубежными компаниями, сократилась конкуренция в отдельных сферах.
Вопрос: В правоприменительной практике встречаются различные подходы к вопросу о том, считать ли страну происхождения молекулы подтвержденной. А как складывается практика в нашем регионе, в Республике Коми?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)При этом в составе досье производителя на серию продукта "цефтриаксон натрия, субстанция" представлено, наряду с прочим, разрешение N 2 на использование в производстве субстанции "цефтриаксон натрия" сырья "цефтриаксон натрия неочищенный" производителя KOPRAN LIMITED, а также аналитический листок N 2 входного контроля сырья производителя KOPRAN LIMITED, что позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая субстанция получена из сырья иностранного производства компании KOPRAN LIMITED.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)При этом в составе досье производителя на серию продукта "цефтриаксон натрия, субстанция" представлено, наряду с прочим, разрешение N 2 на использование в производстве субстанции "цефтриаксон натрия" сырья "цефтриаксон натрия неочищенный" производителя KOPRAN LIMITED, а также аналитический листок N 2 входного контроля сырья производителя KOPRAN LIMITED, что позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая субстанция получена из сырья иностранного производства компании KOPRAN LIMITED.
Статья: Исполнитель госконтракта - "упрощенец"
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)<2> Исключение - юридическое лицо, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый согласно с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)<2> Исключение - юридическое лицо, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый согласно с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;