Участие государства в корпоративных правоотношениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие государства в корпоративных правоотношениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Глава 11. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Глава 11. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Действительно, хотя Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), участие государства в корпоративных правоотношениях все же имеет специальные цели и особенности. Целью государства является не только реализация его имущественных прав как акционера, но прежде всего выполнение им публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций. Было бы неверно исключать возможность влияния публично-правовых образований на формирование условий сделок, совершаемых хозяйственными обществами с государственным участием.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Действительно, хотя Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), участие государства в корпоративных правоотношениях все же имеет специальные цели и особенности. Целью государства является не только реализация его имущественных прав как акционера, но прежде всего выполнение им публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций. Было бы неверно исключать возможность влияния публично-правовых образований на формирование условий сделок, совершаемых хозяйственными обществами с государственным участием.
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2021 N 570
(ред. от 19.05.2023)
"Об утверждении Плана противодействия коррупции в Минэкономразвития России на 2021 - 2024 годы"Доклад в Минтруд России по итогам проведенного анализа коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций, содержащий аналитическую (статистическую) информацию, с предложениями по совершенствованию гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в указанной сфере
(ред. от 19.05.2023)
"Об утверждении Плана противодействия коррупции в Минэкономразвития России на 2021 - 2024 годы"Доклад в Минтруд России по итогам проведенного анализа коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций, содержащий аналитическую (статистическую) информацию, с предложениями по совершенствованию гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в указанной сфере
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р
(ред. от 24.10.2018)
<Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации>Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники (их представители), уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
(ред. от 24.10.2018)
<Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации>Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники (их представители), уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья: Международно-правовая квалификация делинквентного поведения транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке в структуре транснациональной организованной преступности
(Абдулазизов М.К.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)Делинквентность транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке имеет автономный по отношению к транснациональной организованной преступности <9> международно-правовой статус, поскольку легальное положение, организационно-правовая форма, корпоративные компетенции, инкорпорированность с мировой экономикой и политической системой, способность оказывать долгосрочный системообразующий социокультурный эффект на международные и внутригосударственные отношения с участием государств, организаций и индивидов атрибутируют делинквентному поведению транснациональной корпорации юридически значимые свойства отдельного субъекта международных охранительных правоотношений. Делинквентность транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке охватывает такие негативные формы нарушений и их последствий, которые причиняют или могут причинить неустранимый либо существенный вред международному правопорядку и влекут за собой публичную и частную правовую ответственность делинквента, исключающую освобождение от нее либо от наказания (санкций) за совершенные или готовящиеся к совершению действия и бездействие, образующие состав ответственного (виновного) нарушения.
(Абдулазизов М.К.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)Делинквентность транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке имеет автономный по отношению к транснациональной организованной преступности <9> международно-правовой статус, поскольку легальное положение, организационно-правовая форма, корпоративные компетенции, инкорпорированность с мировой экономикой и политической системой, способность оказывать долгосрочный системообразующий социокультурный эффект на международные и внутригосударственные отношения с участием государств, организаций и индивидов атрибутируют делинквентному поведению транснациональной корпорации юридически значимые свойства отдельного субъекта международных охранительных правоотношений. Делинквентность транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке охватывает такие негативные формы нарушений и их последствий, которые причиняют или могут причинить неустранимый либо существенный вред международному правопорядку и влекут за собой публичную и частную правовую ответственность делинквента, исключающую освобождение от нее либо от наказания (санкций) за совершенные или готовящиеся к совершению действия и бездействие, образующие состав ответственного (виновного) нарушения.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом О.А. Макарова подчеркивает, что в одном из значений "корпоративное управление - это прежде всего деятельность органов корпорации по управлению с целью упорядочения и организации отношений внутри корпорации, а также по представлению ее вовне" <1>. Также И.С. Шиткина, фактически основываясь на деятельностном подходе к пониманию управления, пишет, что "корпоративное управление (англ. - corporate governance) - это совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого организуется деятельность корпораций как особой организационно-правовой формы юридического лица" <2>. Таким образом, обнаруживается, что именно деятельностный подход лежит в основе корпоративного управления. В таком случае гармонично выстраивается теоретическая модель, в рамках которой правовое регулирование воздействует не на корпоративные отношения (правоотношения), а именно на деятельность лиц, управляющих юридическим лицом.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом О.А. Макарова подчеркивает, что в одном из значений "корпоративное управление - это прежде всего деятельность органов корпорации по управлению с целью упорядочения и организации отношений внутри корпорации, а также по представлению ее вовне" <1>. Также И.С. Шиткина, фактически основываясь на деятельностном подходе к пониманию управления, пишет, что "корпоративное управление (англ. - corporate governance) - это совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого организуется деятельность корпораций как особой организационно-правовой формы юридического лица" <2>. Таким образом, обнаруживается, что именно деятельностный подход лежит в основе корпоративного управления. В таком случае гармонично выстраивается теоретическая модель, в рамках которой правовое регулирование воздействует не на корпоративные отношения (правоотношения), а именно на деятельность лиц, управляющих юридическим лицом.
Статья: Учет внутригруппового интереса при приобретении крупного пакета акций (значительной доли) хозяйственного общества, входящего в состав холдинга
(Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)В рамках прохождения государственной гражданской службы в Минфине России принимал участие в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования корпоративных отношений в акционерных обществах с государственным участием.
(Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)В рамках прохождения государственной гражданской службы в Минфине России принимал участие в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования корпоративных отношений в акционерных обществах с государственным участием.
Статья: Право наследников участников ООО и акционеров на информацию
(Макарова О.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Специалист по предпринимательскому, корпоративному и гражданскому законодательству. Основные направления научных исследований: корпоративное право и корпоративное управление, правовое обеспечение корпоративного управления в АО с участием государства. Руководитель ряда юридических проектов, в частности НИР "Отчуждение (переход) долей/акций в контексте наследственного, семейного и корпоративного правоотношений" (2023 - 2024 г). Осуществляет экспертную деятельность по вопросам применения корпоративного законодательства. Принимает участие в законопроектной деятельности, в частности, участвовала в подготовке Модельного закона "О защите прав потребителей" для государств - участников СНГ (2023 г.). Принимала участие в некоторых судебных делах (дело "ДЛТ").
(Макарова О.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Специалист по предпринимательскому, корпоративному и гражданскому законодательству. Основные направления научных исследований: корпоративное право и корпоративное управление, правовое обеспечение корпоративного управления в АО с участием государства. Руководитель ряда юридических проектов, в частности НИР "Отчуждение (переход) долей/акций в контексте наследственного, семейного и корпоративного правоотношений" (2023 - 2024 г). Осуществляет экспертную деятельность по вопросам применения корпоративного законодательства. Принимает участие в законопроектной деятельности, в частности, участвовала в подготовке Модельного закона "О защите прав потребителей" для государств - участников СНГ (2023 г.). Принимала участие в некоторых судебных делах (дело "ДЛТ").
Статья: Технологическая компания - новелла российского законодательства
(Громова Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Можно предположить, что речь идет об осуществлении государственных и корпоративных закупок. На это, в частности, указывают отдельные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по формированию механизмов стимулирования спроса на инновации в компаниях с государственным участием именно через государственные и корпоративные закупки <7>. Вместе с тем, как отмечалось ранее, базовый акт о ТК никак не раскрывает рассматриваемую меру поддержки. В этой связи видится необходимым разработка и принятие соответствующего подзаконного нормативного правового акта, который бы конкретизировал положения Закона о ТК.
(Громова Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Можно предположить, что речь идет об осуществлении государственных и корпоративных закупок. На это, в частности, указывают отдельные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по формированию механизмов стимулирования спроса на инновации в компаниях с государственным участием именно через государственные и корпоративные закупки <7>. Вместе с тем, как отмечалось ранее, базовый акт о ТК никак не раскрывает рассматриваемую меру поддержки. В этой связи видится необходимым разработка и принятие соответствующего подзаконного нормативного правового акта, который бы конкретизировал положения Закона о ТК.
Статья: О значении теорий юридического лица в современном корпоративном праве
(Мамагеишвили В.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)<66> При этом отметим, что все же встречаются работы, полноценно посвященные данной проблеме, см.: Перегудов С.П., Семененко И.С. Указ. соч.; Ефимов А.В. Стейкхолдерская концепция управления юридическим лицом // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 5. С. 129 - 136. См. также работы, которые рассматривают в качестве основного вопроса иные проблемы, но также затрагивающие аспекты рассматриваемой тематики: Степанов Д.И. Интересы юридического лица и его участников; Молотников А.Е. Участие трудовых коллективов в корпоративном управлении: российский и иностранный опыт // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 3 - 8; Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. Отметим, что, несмотря на не особую популярность темы, существуют правовые акты государственных органов затрагивающие вопросы корпоративной социальной ответственности: распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 N 1099-р "Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года"; Приказ Росимущества от 22.08.2014 N 306 "Об утверждении Методики самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием".
(Мамагеишвили В.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)<66> При этом отметим, что все же встречаются работы, полноценно посвященные данной проблеме, см.: Перегудов С.П., Семененко И.С. Указ. соч.; Ефимов А.В. Стейкхолдерская концепция управления юридическим лицом // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 5. С. 129 - 136. См. также работы, которые рассматривают в качестве основного вопроса иные проблемы, но также затрагивающие аспекты рассматриваемой тематики: Степанов Д.И. Интересы юридического лица и его участников; Молотников А.Е. Участие трудовых коллективов в корпоративном управлении: российский и иностранный опыт // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 3 - 8; Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. Отметим, что, несмотря на не особую популярность темы, существуют правовые акты государственных органов затрагивающие вопросы корпоративной социальной ответственности: распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 N 1099-р "Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года"; Приказ Росимущества от 22.08.2014 N 306 "Об утверждении Методики самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием".
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Данный подход позволяет отказаться от рассмотрения унитарных предприятий и учреждений, а также госкорпораций и публично-правовых компаний в качестве отдельных видов юридических лиц - самостоятельных субъектов гражданского права и объясняет многие особенности их гражданско-правового положения, не присущие обычным юридическим лицам. Очевидным при этом становится и искусственный характер их имущественной обособленности (прежде всего в виде неизвестных никаким классическим правопорядкам "вещных" прав хозяйственного ведения и оперативного управления). Более того, успешное изучение и дальнейший анализ гражданско-правового статуса таких субъектов гражданского права достижимы лишь в рамках освещения общей проблематики участия государства (публично-правовых образований) в гражданских правоотношениях с учетом организации управления и использования государственного (публичного) имущества, а не в рамках корпоративного права (понимаемого в широком смысле как охватывающего статус всех юридических лиц).
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Данный подход позволяет отказаться от рассмотрения унитарных предприятий и учреждений, а также госкорпораций и публично-правовых компаний в качестве отдельных видов юридических лиц - самостоятельных субъектов гражданского права и объясняет многие особенности их гражданско-правового положения, не присущие обычным юридическим лицам. Очевидным при этом становится и искусственный характер их имущественной обособленности (прежде всего в виде неизвестных никаким классическим правопорядкам "вещных" прав хозяйственного ведения и оперативного управления). Более того, успешное изучение и дальнейший анализ гражданско-правового статуса таких субъектов гражданского права достижимы лишь в рамках освещения общей проблематики участия государства (публично-правовых образований) в гражданских правоотношениях с учетом организации управления и использования государственного (публичного) имущества, а не в рамках корпоративного права (понимаемого в широком смысле как охватывающего статус всех юридических лиц).
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В правовой литературе справедливо отмечается, что участие государства в корпоративных правоотношениях - это реальность, обусловленная необходимостью обеспечивать публичные интересы в важнейших сферах экономики. Участвуя в корпоративных отношениях, государство выступает в двух различных статусах: с одной стороны, обладая публичной властью, оно является регулятором корпоративных и других имущественных отношений, с другой - само может становиться субъектом этих правоотношений <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В правовой литературе справедливо отмечается, что участие государства в корпоративных правоотношениях - это реальность, обусловленная необходимостью обеспечивать публичные интересы в важнейших сферах экономики. Участвуя в корпоративных отношениях, государство выступает в двух различных статусах: с одной стороны, обладая публичной властью, оно является регулятором корпоративных и других имущественных отношений, с другой - само может становиться субъектом этих правоотношений <1>.
Статья: Положения о возмещении потерь в локальных нормативных актах корпоративных организаций и правовых обычаях
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)10. Лаптев В.А. Директивная модель управления корпорациями с участием государства в сфере оборонно-промышленного комплекса // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 4. С. 136 - 145.
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)10. Лаптев В.А. Директивная модель управления корпорациями с участием государства в сфере оборонно-промышленного комплекса // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 4. С. 136 - 145.
Статья: Особенности правового положения и корпоративного управления в дочерних обществах государственной корпорации
(Петров М.В.)
("Юрист", 2023, N 12)По результатам проведенного анализа необходимо отметить следующее. Правовое положение хозяйственного общества и соответствующий правовой статус членов органов управления в аспекте их взаимосвязи с государством не определяется отдельными юридическими фактами (в том числе учреждением общества и внесением государственного имущества в его уставный капитал, или предметом деятельности), а зависит от совокупности обстоятельств. При этом, в связи с необходимостью правовой определенности статуса участников отношений с участием государственной корпорации и ее дочерних обществ, при характеристике дочерних обществ следует руководствоваться наличием в рассматриваемом хозяйственном обществе в определенный момент времени инструментов (правовых средств) корпоративного управления, реализуемых государством непосредственно и (или) через своих представителей. При этом с учетом предложенного критерия полагаем целесообразным рассматривать и смежные правовые институты, в том числе институты других отраслей права, при характеристике правового положения государственной корпорации и ее дочерних обществ.
(Петров М.В.)
("Юрист", 2023, N 12)По результатам проведенного анализа необходимо отметить следующее. Правовое положение хозяйственного общества и соответствующий правовой статус членов органов управления в аспекте их взаимосвязи с государством не определяется отдельными юридическими фактами (в том числе учреждением общества и внесением государственного имущества в его уставный капитал, или предметом деятельности), а зависит от совокупности обстоятельств. При этом, в связи с необходимостью правовой определенности статуса участников отношений с участием государственной корпорации и ее дочерних обществ, при характеристике дочерних обществ следует руководствоваться наличием в рассматриваемом хозяйственном обществе в определенный момент времени инструментов (правовых средств) корпоративного управления, реализуемых государством непосредственно и (или) через своих представителей. При этом с учетом предложенного критерия полагаем целесообразным рассматривать и смежные правовые институты, в том числе институты других отраслей права, при характеристике правового положения государственной корпорации и ее дочерних обществ.