Требования к помещениям для алкогольной продукции продажа
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к помещениям для алкогольной продукции продажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88-22379/2022 (УИД 78RS0002-01-2020-007459-77)
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании упущенной выгоды.
Обстоятельства: Истец указал, что снижение арендной платы было вызвано применением обеспечительных мер по необоснованному иску ответчика и повлекло для истца причинение убытков в виде упущенной выгоды.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом судебная коллегия указала, что, согласно договору аренды, он не содержит такого существенного условия как назначение использования помещения: для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, а также требований к документам, которые обязательны для передачи арендатору. Стороны установили назначение использования помещения: кафе, что само по себе не свидетельствует, что арендатору необходимы документы для получения разрешений на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с чем невозможность использования помещения под указанные цели: кафе - не доказана, и в силу статьи 611 и пункта 1 статьи 620 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное условие для заключения дополнительного соглашения N 4 от 30 мая 2019 года не может являться основанием для досрочного расторжения договора по требованию арендатора.
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании упущенной выгоды.
Обстоятельства: Истец указал, что снижение арендной платы было вызвано применением обеспечительных мер по необоснованному иску ответчика и повлекло для истца причинение убытков в виде упущенной выгоды.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом судебная коллегия указала, что, согласно договору аренды, он не содержит такого существенного условия как назначение использования помещения: для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, а также требований к документам, которые обязательны для передачи арендатору. Стороны установили назначение использования помещения: кафе, что само по себе не свидетельствует, что арендатору необходимы документы для получения разрешений на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с чем невозможность использования помещения под указанные цели: кафе - не доказана, и в силу статьи 611 и пункта 1 статьи 620 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное условие для заключения дополнительного соглашения N 4 от 30 мая 2019 года не может являться основанием для досрочного расторжения договора по требованию арендатора.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконный оборот алкоголя
(КонсультантПлюс, 2025)...индивидуальный предприниматель... осуществляющая деятельность в помещении магазина по продаже пищевой продукции... находящемся в одном здании с МБУ ДО... входящим в список образовательных учреждений... в нарушение требований подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ допустила реализацию в указанном магазине алкогольной продукции - пива.
(КонсультантПлюс, 2025)...индивидуальный предприниматель... осуществляющая деятельность в помещении магазина по продаже пищевой продукции... находящемся в одном здании с МБУ ДО... входящим в список образовательных учреждений... в нарушение требований подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ допустила реализацию в указанном магазине алкогольной продукции - пива.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции как средство снижения доступности такой продукции для населения
(Сурин И.М.)
("Юрист", 2023, N 7)Требование к помещению, в котором будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, состоит из трех элементов:
(Сурин И.М.)
("Юрист", 2023, N 7)Требование к помещению, в котором будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, состоит из трех элементов:
Статья: Помещения в кафе и ресторанах. Споры по их использованию
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Большая часть споров возникает в результате проверок контролирующих органов. Компаниям или ИП, которые размещают кафе, необходимо отвечать требованиям законодательства о шуме, санитарным правилам и др. Сюда включаются требования не только к помещениям, но и процессу и условиям хранения, реализации продукции, в том числе, когда речь идет о продаже алкоголя (п. 9 ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Большая часть споров возникает в результате проверок контролирующих органов. Компаниям или ИП, которые размещают кафе, необходимо отвечать требованиям законодательства о шуме, санитарным правилам и др. Сюда включаются требования не только к помещениям, но и процессу и условиям хранения, реализации продукции, в том числе, когда речь идет о продаже алкоголя (п. 9 ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленное требование удовлетворено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленное требование удовлетворено.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Необходимо отметить, что согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ с 1 июня 2024 года разрешена продажа алкогольной продукции в розницу в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к ресторанам, барам и кафе, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. При этом место нахождения стационарного объекта должно быть указано в лицензии. Также должны соблюдаться условия розничной продажи алкогольной продукции и иметься документ, подтверждающий соответствие сезонных залов (зон) требованиям к их размещению и обустройству <4>.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Необходимо отметить, что согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ с 1 июня 2024 года разрешена продажа алкогольной продукции в розницу в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к ресторанам, барам и кафе, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. При этом место нахождения стационарного объекта должно быть указано в лицензии. Также должны соблюдаться условия розничной продажи алкогольной продукции и иметься документ, подтверждающий соответствие сезонных залов (зон) требованиям к их размещению и обустройству <4>.
Вопрос: О территориях, прилегающих к местам осуществления деятельности организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 20.10.2023 N 27-05-09/100063)Одновременно Минпросвещения России по указанному вопросу было отмечено, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на основе проведенного сопоставительного анализа содержания абзацев второго и третьего подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, пришла к выводу, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-2).
(Письмо Минфина России от 20.10.2023 N 27-05-09/100063)Одновременно Минпросвещения России по указанному вопросу было отмечено, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на основе проведенного сопоставительного анализа содержания абзацев второго и третьего подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, пришла к выводу, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-2).
Статья: Установлены особенности реализации алкоголя в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества
Вопрос: О классификации объектов общественного питания в целях установления субъектами РФ ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 27-05-09/21962)В таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 приведены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в том числе ресторанам, кафе, барам и буфетам, в частности требования к помещениям для потребителей (наличие входной зоны (вестибюля, холла, аванзала), гардероба, зала обслуживания, туалетных комнат).
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 27-05-09/21962)В таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 приведены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в том числе ресторанам, кафе, барам и буфетам, в частности требования к помещениям для потребителей (наличие входной зоны (вестибюля, холла, аванзала), гардероба, зала обслуживания, туалетных комнат).
Вопрос: О направлении лицензирующим органом уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений при рассмотрении заявления о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 27-05-07/79885)В частности, пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлены требования к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах (в сельских населенных пунктах), использовать для таких целей находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты общей площадью не менее 50 квадратных метров (не менее 25 квадратных метров для сельских населенных пунктов) по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 27-05-07/79885)В частности, пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлены требования к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах (в сельских населенных пунктах), использовать для таких целей находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, складские помещения (при наличии) и стационарные торговые объекты общей площадью не менее 50 квадратных метров (не менее 25 квадратных метров для сельских населенных пунктов) по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Статья: Анализ судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вывод суда: в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 171-ФЗ на работников индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области розничной продажи алкогольной продукции, в полной мере распространяются требования Закона N 171-ФЗ (в том числе его ст. 16 и 26). В свою очередь, работнику со стороны ИП была предоставлена возможность свободно хранить алкогольную продукцию в помещении закусочной. Однако даже принадлежность алкогольной продукции ИП, его работнику или иному лицу в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при осуществлении хранения и розничной продажи алкогольной продукции в помещении принадлежащей ему закусочной, несет непосредственно ИП.
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вывод суда: в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 171-ФЗ на работников индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области розничной продажи алкогольной продукции, в полной мере распространяются требования Закона N 171-ФЗ (в том числе его ст. 16 и 26). В свою очередь, работнику со стороны ИП была предоставлена возможность свободно хранить алкогольную продукцию в помещении закусочной. Однако даже принадлежность алкогольной продукции ИП, его работнику или иному лицу в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при осуществлении хранения и розничной продажи алкогольной продукции в помещении принадлежащей ему закусочной, несет непосредственно ИП.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В соответствии с квалификационными требованиями необходимо получение определенного уровня образования, а также наличие опыта работы. В рамках лицензирования сдачи в аренду домов гостиничного типа предусмотрены требования о прохождении заявителем либо его работниками соответствующих курсов подготовки. Применительно к квалификационным требованиям необходимо предоставить и иные сведения, подтверждающие возможность управления заявителем домами гостиничного типа, в целом же квалификационные требования в законе не детализируются. В рамках публичного санкционирования розничной продажи алкоголя Закон о лицензировании 2003 г. устанавливает в качестве меры по обеспечению безопасности помещений обязательное наличие сотрудников с лицензией на осуществление частной охранной деятельности, выдаваемой в соответствии с Законом о частных службах безопасности 2001 г. (Private Security Industry Act 2001 <16>). К соискателю генеральной лицензии на ведение игорного бизнеса предъявляются обязательные количественные требования о составе сотрудников.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В соответствии с квалификационными требованиями необходимо получение определенного уровня образования, а также наличие опыта работы. В рамках лицензирования сдачи в аренду домов гостиничного типа предусмотрены требования о прохождении заявителем либо его работниками соответствующих курсов подготовки. Применительно к квалификационным требованиям необходимо предоставить и иные сведения, подтверждающие возможность управления заявителем домами гостиничного типа, в целом же квалификационные требования в законе не детализируются. В рамках публичного санкционирования розничной продажи алкоголя Закон о лицензировании 2003 г. устанавливает в качестве меры по обеспечению безопасности помещений обязательное наличие сотрудников с лицензией на осуществление частной охранной деятельности, выдаваемой в соответствии с Законом о частных службах безопасности 2001 г. (Private Security Industry Act 2001 <16>). К соискателю генеральной лицензии на ведение игорного бизнеса предъявляются обязательные количественные требования о составе сотрудников.
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 2. Источники и содержание административного права
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Как известно, в Московском государстве существовала государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. Розничная торговля ими допускалась только в кружечных дворах, государевых кабаках, которые отдавались на откуп частным лицам. Весь доход от деятельности таких питейных заведений поступал в государственную казну. Управление кабацким делом, организацию работы кабаков в городах осуществляли выборные кабацкие головы и целовальники. Надзор за деятельностью кабаков и сбором кабацких денежных средств в казну был возложен на воевод. Государством под угрозой сурового наказания устанавливался строгий запрет на изготовление и продажу спиртных напитков частными лицами, т.е. корчемство <28>. Царскими указами вводились правила продажи спиртных напитков и организации работы кружечных дворов, кабаков. Так, 16 августа 1653 г. издана Уставная царская грамота, предусматривающая правила продажи спиртных напитков на кружечном дворе в Мологе. Данной грамотой были установлены, в частности: 1) цены на разные виды спиртных напитков; 2) распорядок продажи спиртных напитков в течение дня, запрет на их реализацию в отдельные дни; 3) запрет нахождения на кружечном дворе скоморохов с медведями и собаками и организации ими бесовских игр; 4) запрет на совершение посетителями кружечного двора действий, нарушающих общественный порядок (шум, драки и т.п.); 5) запрет на изготовление и продажу спиртных напитков посадскими людьми; 6) ответственность за нарушение установленных правил в виде наложения штрафа (заповеди), битья батогами и помещения в тюрьму <29>. Указом от 4 января 1682 г. предусмотрен запрет на продажу на торжках (местных рынках) спиртных напитков <30>. Указом от 30 ноября 1685 г. установлены требования о покупке вина, пива и меда исключительно на кружечных дворах и запрет на продажу и покупку безъявочного питья у приезжих и городовых людей <31>. Указами от 18 июля 1681 г. и от 8 февраля 1688 г. были систематизированы правила продажи спиртных напитков на территории государства, существо которых сводилось к требованию продажи спиртных напитков исключительно на кружечных дворах и установлению запрета на их продажу и покупку в иных, корчемных, местах. За нарушение данных правил предусматривалась ответственность в виде взыскания штрафов (заповедей) в размерах 5, 25 и 100 руб. <32>. Надзор за соблюдением правил изготовления и продажи спиртных напитков возлагался в Москве на приказ Большой казны (Большого прихода), в других городах - на воевод.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Как известно, в Московском государстве существовала государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. Розничная торговля ими допускалась только в кружечных дворах, государевых кабаках, которые отдавались на откуп частным лицам. Весь доход от деятельности таких питейных заведений поступал в государственную казну. Управление кабацким делом, организацию работы кабаков в городах осуществляли выборные кабацкие головы и целовальники. Надзор за деятельностью кабаков и сбором кабацких денежных средств в казну был возложен на воевод. Государством под угрозой сурового наказания устанавливался строгий запрет на изготовление и продажу спиртных напитков частными лицами, т.е. корчемство <28>. Царскими указами вводились правила продажи спиртных напитков и организации работы кружечных дворов, кабаков. Так, 16 августа 1653 г. издана Уставная царская грамота, предусматривающая правила продажи спиртных напитков на кружечном дворе в Мологе. Данной грамотой были установлены, в частности: 1) цены на разные виды спиртных напитков; 2) распорядок продажи спиртных напитков в течение дня, запрет на их реализацию в отдельные дни; 3) запрет нахождения на кружечном дворе скоморохов с медведями и собаками и организации ими бесовских игр; 4) запрет на совершение посетителями кружечного двора действий, нарушающих общественный порядок (шум, драки и т.п.); 5) запрет на изготовление и продажу спиртных напитков посадскими людьми; 6) ответственность за нарушение установленных правил в виде наложения штрафа (заповеди), битья батогами и помещения в тюрьму <29>. Указом от 4 января 1682 г. предусмотрен запрет на продажу на торжках (местных рынках) спиртных напитков <30>. Указом от 30 ноября 1685 г. установлены требования о покупке вина, пива и меда исключительно на кружечных дворах и запрет на продажу и покупку безъявочного питья у приезжих и городовых людей <31>. Указами от 18 июля 1681 г. и от 8 февраля 1688 г. были систематизированы правила продажи спиртных напитков на территории государства, существо которых сводилось к требованию продажи спиртных напитков исключительно на кружечных дворах и установлению запрета на их продажу и покупку в иных, корчемных, местах. За нарушение данных правил предусматривалась ответственность в виде взыскания штрафов (заповедей) в размерах 5, 25 и 100 руб. <32>. Надзор за соблюдением правил изготовления и продажи спиртных напитков возлагался в Москве на приказ Большой казны (Большого прихода), в других городах - на воевод.
Вопрос: О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части выдачи лицензии с 01.03.2025 и соблюдения ее условий.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 27-05-09/36406)2. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ срок аренды стационарных торговых объектов и складских помещений, арендуемых организацией и используемых с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должен определяться договором и составлять один год и более.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 27-05-09/36406)2. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ срок аренды стационарных торговых объектов и складских помещений, арендуемых организацией и используемых с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должен определяться договором и составлять один год и более.
Вопрос: О требованиях к размещению и благоустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей для осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 27-06-06/67244)В соответствии с абзацем шестым пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться в сезонном зале (зоне) обслуживания посетителей при условии соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных Законом N 171-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также при наличии документа, выданного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, установленным законодательством субъектов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 27-06-06/67244)В соответствии с абзацем шестым пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться в сезонном зале (зоне) обслуживания посетителей при условии соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных Законом N 171-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также при наличии документа, выданного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, установленным законодательством субъектов Российской Федерации.