Требования к отчету агента
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к отчету агента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые риски по агентскому договору: что обязательно проверить принципалу
(КонсультантПлюс, 2026)Если требований к отчету в договоре нет, агент вправе подготовить его в произвольной форме. Отсутствие в отчете обязательных реквизитов, неполная информация могут вызвать претензии налоговых органов. Они могут исключить из расчета налога на прибыль затраты на вознаграждение агенту и возмещение ему расходов.
(КонсультантПлюс, 2026)Если требований к отчету в договоре нет, агент вправе подготовить его в произвольной форме. Отсутствие в отчете обязательных реквизитов, неполная информация могут вызвать претензии налоговых органов. Они могут исключить из расчета налога на прибыль затраты на вознаграждение агенту и возмещение ему расходов.
Статья: Оговорки в договоре трансграничного коммерческого представительства
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Это подтверждает и арбитражная практика. В частности, в 2014 г. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) рассмотрел дело о возмещении расходов агента в связи с организацией хранения груза. По заключенному агентскому договору агент обязался за вознаграждение и за счет принципала совершить юридические и иные действия, связанные с организацией международной перевалки груза, а принципал - обеспечить своевременное предъявление груза для перевалки в согласованном объеме и его вывоз <8>. По договору агент должен был заключить с третьими лицами договоры транспортной экспедиции и договоры на перевалку груза. Одним из обязательных условий в договоре на перевалку груза являлось осуществление оператором складирования технологического накопления принадлежащего принципалу груза. Агент оплатил оператору терминала стоимость хранения груза на складе. Принципал и агент по-разному оценивали плату за хранение груза на складе. Принципал считал, что взыскание агентом такой платы является неустойкой, т.к. хранение осуществлялось за пределами действия заключенного агентского договора и расходы по такому хранению не включались в отчет агента. Агент же полагал, что требования предъявлены в целях компенсации расходов, произведенных в порядке выполнения поручения в рамках агентского договора. МКАС согласился с агентом, указав, что расходы возникли после прекращения агентского договора, поэтому они не могли быть отражены в отчете агента об исполнении поручения.
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Это подтверждает и арбитражная практика. В частности, в 2014 г. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) рассмотрел дело о возмещении расходов агента в связи с организацией хранения груза. По заключенному агентскому договору агент обязался за вознаграждение и за счет принципала совершить юридические и иные действия, связанные с организацией международной перевалки груза, а принципал - обеспечить своевременное предъявление груза для перевалки в согласованном объеме и его вывоз <8>. По договору агент должен был заключить с третьими лицами договоры транспортной экспедиции и договоры на перевалку груза. Одним из обязательных условий в договоре на перевалку груза являлось осуществление оператором складирования технологического накопления принадлежащего принципалу груза. Агент оплатил оператору терминала стоимость хранения груза на складе. Принципал и агент по-разному оценивали плату за хранение груза на складе. Принципал считал, что взыскание агентом такой платы является неустойкой, т.к. хранение осуществлялось за пределами действия заключенного агентского договора и расходы по такому хранению не включались в отчет агента. Агент же полагал, что требования предъявлены в целях компенсации расходов, произведенных в порядке выполнения поручения в рамках агентского договора. МКАС согласился с агентом, указав, что расходы возникли после прекращения агентского договора, поэтому они не могли быть отражены в отчете агента об исполнении поручения.
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание агентского договора недействительным
(КонсультантПлюс, 2026)...Суд первой инстанции также обоснованно учел, что агентское вознаграждение выплачивалось Третьяковой В.Ю. после фактического поступления денежных средств клиента на счета кредитной организации, направления отчета агента и подписания акта приемки оказанных услуг, а не путем авансирования. То есть денежные средства выплачивались ответчику только за фактически выполненные и принятые услуги.
(КонсультантПлюс, 2026)...Суд первой инстанции также обоснованно учел, что агентское вознаграждение выплачивалось Третьяковой В.Ю. после фактического поступления денежных средств клиента на счета кредитной организации, направления отчета агента и подписания акта приемки оказанных услуг, а не путем авансирования. То есть денежные средства выплачивались ответчику только за фактически выполненные и принятые услуги.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Агентирование: Агент хочет взыскать задолженность по выплате агентского вознаграждения
(КонсультантПлюс, 2026)документами, подтверждающими, что Агент оказал услуги в соответствии с условиями договора, в частности:
(КонсультантПлюс, 2026)документами, подтверждающими, что Агент оказал услуги в соответствии с условиями договора, в частности:
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025, с изм. от 09.06.2026)3. Если уступка денежного требования осуществлена в целях оказания финансовым агентом (фактором) клиенту услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки, финансовый агент (фактор) обязан представить отчет клиенту и передать ему все суммы, полученные во исполнение уступленных денежных требований, а клиент обязан оплатить оказанные услуги.
(ред. от 24.06.2025, с изм. от 09.06.2026)3. Если уступка денежного требования осуществлена в целях оказания финансовым агентом (фактором) клиенту услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки, финансовый агент (фактор) обязан представить отчет клиенту и передать ему все суммы, полученные во исполнение уступленных денежных требований, а клиент обязан оплатить оказанные услуги.
Приказ Минюста России от 29.11.2022 N 304
(ред. от 03.09.2024)
"Об утверждении Порядка и форм представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71235)Размещение иностранными агентами отчета в сети "Интернет" осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
(ред. от 03.09.2024)
"Об утверждении Порядка и форм представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71235)Размещение иностранными агентами отчета в сети "Интернет" осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Вопрос: Агент - неплательщик НДС оказывал принципалу услуги СМИ без НДС. Агент представлял отчет и выставлял УПД со статусом 2 на стоимость услуг, оказанных исполнителями, и вознаграждение. С 01.01.2026 исполнители стали плательщиками НДС. Как агент и исполнители должны выставлять документы, чтобы учесть "входной" НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Указанный специальный отчет агента, которым он извещает принципала об оказании посреднической услуги, является основанием для начисления агентского вознаграждения. Порядок и сроки представления данного отчета определяются соглашением сторон. Форма указанного отчета должна отвечать требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 4 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденного Приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Указанный специальный отчет агента, которым он извещает принципала об оказании посреднической услуги, является основанием для начисления агентского вознаграждения. Порядок и сроки представления данного отчета определяются соглашением сторон. Форма указанного отчета должна отвечать требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 4 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденного Приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н).
Статья: 9 ответов на вопросы про документальное оформление хозопераций
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 10)По результатам исполнения агентского договора агент должен составить отчет в произвольной форме (в том числе и в виде акта). Форму отчета/акта лучше установить в приложении к агентскому договору с учетом требований законодательства <15>. В него нужно включить информацию об исполнении агентского договора, о полученных доходах и фактических расходах, которые принципал должен возместить агенту. А также расчет и сумму агентского вознаграждения.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 10)По результатам исполнения агентского договора агент должен составить отчет в произвольной форме (в том числе и в виде акта). Форму отчета/акта лучше установить в приложении к агентскому договору с учетом требований законодательства <15>. В него нужно включить информацию об исполнении агентского договора, о полученных доходах и фактических расходах, которые принципал должен возместить агенту. А также расчет и сумму агентского вознаграждения.
Статья: Отчетность субъектов страхового дела
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: В каком подразделе раздела 2 "Отдельные виды активов" отчетности по форме 0420154 "Отчет об активах и обязательствах" отражаются права требования к страховым агентам (страховым брокерам) по перечислению страховых премий (взносов), поскольку они не относятся к правам требований из договоров страхования и не могут учитываться в составе страховых резервов?
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: В каком подразделе раздела 2 "Отдельные виды активов" отчетности по форме 0420154 "Отчет об активах и обязательствах" отражаются права требования к страховым агентам (страховым брокерам) по перечислению страховых премий (взносов), поскольку они не относятся к правам требований из договоров страхования и не могут учитываться в составе страховых резервов?
Путеводитель по судебной практике. АгентированиеСтатья 1008 ГК РФ устанавливает обязанность агента представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Поскольку указанная статья не содержит требований о том, в какой именно форме должен быть составлен отчет, можно предположить, что форма отчета определяется договором. Однако на практике возникают споры о надлежащей форме отчета в случае, если стороны не согласовали конкретную форму.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Можно ли принять к вычету НДС, если отчет агента составлен с нарушением
(КонсультантПлюс, 2026)Суд признал неправомерным применение налогоплательщиком вычетов. Суд пришел к такому выводу, поскольку отчеты агентов не соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию, установленным сторонами в заключенных агентских договорах и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Следовательно, указанные отчеты не подтверждают факт оказания агентских услуг в соответствии с условиями договоров. Так, в отчетах отсутствовала следующая информация: о содержании и измерителях хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении, о товарах, работах, услугах, приобретенных агентом для принципала. В отчетах была указана только общая предъявленная к уплате сумма (железнодорожный тариф). При этом содержащаяся в них информация идентична сведениям, содержащимся в копиях железнодорожных квитанций о приеме груза к перевозке (которые прилагаются агентом к отчету в подтверждение оказания услуг по оплате железнодорожного тарифа). Также суд отметил, что из железнодорожных квитанций не следовало, что в процессе перевозки каким-либо образом участвовал агент.
Можно ли принять к вычету НДС, если отчет агента составлен с нарушением
(КонсультантПлюс, 2026)Суд признал неправомерным применение налогоплательщиком вычетов. Суд пришел к такому выводу, поскольку отчеты агентов не соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию, установленным сторонами в заключенных агентских договорах и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Следовательно, указанные отчеты не подтверждают факт оказания агентских услуг в соответствии с условиями договоров. Так, в отчетах отсутствовала следующая информация: о содержании и измерителях хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении, о товарах, работах, услугах, приобретенных агентом для принципала. В отчетах была указана только общая предъявленная к уплате сумма (железнодорожный тариф). При этом содержащаяся в них информация идентична сведениям, содержащимся в копиях железнодорожных квитанций о приеме груза к перевозке (которые прилагаются агентом к отчету в подтверждение оказания услуг по оплате железнодорожного тарифа). Также суд отметил, что из железнодорожных квитанций не следовало, что в процессе перевозки каким-либо образом участвовал агент.
Корреспонденция счетов: Организация (принципал) продает нежилое здание, учитываемое в качестве объекта основных средств, через посредника (агента), действующего от своего имени и участвующего в расчетах. Плата от покупателя за проданное здание поступает после государственной регистрации перехода права собственности на здание к покупателю и принятия принципалом отчета агента. Из полученной оплаты агент удерживает агентское вознаграждение и возмещаемые принципалом затраты. Как отражаются в учете принципала указанные операции?..
(Консультация эксперта, 2026)Поскольку услуги агента предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (продажа недвижимости), НДС, предъявленный агентом по причитающемуся ему вознаграждению, организация-принципал вправе принять к вычету после принятия услуг на учет при наличии отчета агента. Вычет производится на основании оформленного с соблюдением требований законодательства счета-фактуры, выставленного агентом (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2026)Поскольку услуги агента предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (продажа недвижимости), НДС, предъявленный агентом по причитающемуся ему вознаграждению, организация-принципал вправе принять к вычету после принятия услуг на учет при наличии отчета агента. Вычет производится на основании оформленного с соблюдением требований законодательства счета-фактуры, выставленного агентом (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-агента продажу принадлежащего принципалу недвижимого имущества на условиях 100%-ной предоплаты?..
(Консультация эксперта, 2026)При оказании посреднических услуг агент обязан предъявить принципалу соответствующую сумму НДС и в течение пяти календарных дней со дня утверждения отчета агента выставить счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями п. 5 ст. 169 НК РФ (п. п. 1, 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ) <*>.
(Консультация эксперта, 2026)При оказании посреднических услуг агент обязан предъявить принципалу соответствующую сумму НДС и в течение пяти календарных дней со дня утверждения отчета агента выставить счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями п. 5 ст. 169 НК РФ (п. п. 1, 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ) <*>.
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Вправе ли принципал доказывать невыполнение заявленного объема действий по агентскому договору, если он принял отчет агента
(КонсультантПлюс, 2026)Согласно указанному акту, составленному истцом, ответчиком получено горюче-смазочных материалов за период с 01.03.2008 по 30.09.2008 на сумму 10 206 290 руб. 76 коп., оплачено 7 751 250 руб., исходя из чего истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика 3 580 749 руб. 94 коп. Суд признал данный расчет правильным. По мнению суда, данный расчет подтверждается и отчетами агента. При этом суд ссылается на письмо истца от 11.09.2008 N 401, согласно которому ответчику направлены дубликаты отчетов за период с 31.01.2004.
Вправе ли принципал доказывать невыполнение заявленного объема действий по агентскому договору, если он принял отчет агента
(КонсультантПлюс, 2026)Согласно указанному акту, составленному истцом, ответчиком получено горюче-смазочных материалов за период с 01.03.2008 по 30.09.2008 на сумму 10 206 290 руб. 76 коп., оплачено 7 751 250 руб., исходя из чего истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика 3 580 749 руб. 94 коп. Суд признал данный расчет правильным. По мнению суда, данный расчет подтверждается и отчетами агента. При этом суд ссылается на письмо истца от 11.09.2008 N 401, согласно которому ответчику направлены дубликаты отчетов за период с 31.01.2004.
Путеводитель по сделкам. Агентирование. Принципал"Входной" НДС по услугам, приобретенным агентом для исполнения поручения принципала, последний вправе принять к вычету после отражения этих услуг в учете. Вычет применяется на основании перевыставленных агентом счетов-фактур, оформленных согласно требованиям налогового законодательства, при наличии отчета и документов, подтверждающих факт осуществления соответствующих расходов, при условии, что услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Вместе с тем отчет агента выступает первичным документом для целей налогового и бухгалтерского учета, соответственно, к нему применимы общие требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) в части обязательных реквизитов, таких как:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Вместе с тем отчет агента выступает первичным документом для целей налогового и бухгалтерского учета, соответственно, к нему применимы общие требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) в части обязательных реквизитов, таких как: