Свободное перемещение товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Свободное перемещение товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с ограничением конкуренции, антимонопольными правилами, а также заключением и исполнением госконтрактов: Должностное лицо органа власти (местного самоуправления, организации) обжалует привлечение к ответственности за ограничение конкуренции
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган привлек к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ Должностное лицо органа власти (местного самоуправления) либо Должностное лицо организации, указанной в ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства, поскольку его действия (бездействие) привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ). Например, за создание участнику торгов преимущественных условий участия в них.
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган привлек к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ Должностное лицо органа власти (местного самоуправления) либо Должностное лицо организации, указанной в ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства, поскольку его действия (бездействие) привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ). Например, за создание участнику торгов преимущественных условий участия в них.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФ"Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что означает принцип справедливости в налоговом праве
(КонсультантПлюс, 2025)единство экономического пространства не должно нарушаться введением налогов и сборов. В том числе налоги и сборы не должны прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг), финансовых средств в пределах территории РФ, ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физлиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)единство экономического пространства не должно нарушаться введением налогов и сборов. В том числе налоги и сборы не должны прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг), финансовых средств в пределах территории РФ, ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физлиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).
Статья: Механизм реализации конституционного принципа свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации
(Красильникова Т.К., Егоров Г.Г.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Рассмотрение одного из основных принципов, на основе которых строится современная рыночная модель, а именно принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, необходимо, чтобы определить, достаточно ли эффективно данный принцип регулирует правовые отношения и есть ли необходимость подвергать указанный принцип каким-либо преобразованиям. В данной статье показана роль конкурентного права в законодательном закреплении и реализации данного принципа. В ней раскрывается содержание таких понятий, как товар, услуга, финансовые средства, а также исследуются практические проблемы, возникающие при регулировании правоотношений, в которых в качестве объектов выступают указанные элементы. Рассматриваются законодательные основания, при которых возможно ограничение свободы передвижения товаров, услуг и финансовых средств.
(Красильникова Т.К., Егоров Г.Г.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Рассмотрение одного из основных принципов, на основе которых строится современная рыночная модель, а именно принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, необходимо, чтобы определить, достаточно ли эффективно данный принцип регулирует правовые отношения и есть ли необходимость подвергать указанный принцип каким-либо преобразованиям. В данной статье показана роль конкурентного права в законодательном закреплении и реализации данного принципа. В ней раскрывается содержание таких понятий, как товар, услуга, финансовые средства, а также исследуются практические проблемы, возникающие при регулировании правоотношений, в которых в качестве объектов выступают указанные элементы. Рассматриваются законодательные основания, при которых возможно ограничение свободы передвижения товаров, услуг и финансовых средств.
Нормативные акты
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В российском законодательстве такое понятие отсутствует. В Стратегии единого цифрового рынка для Европы (Document 52015DC0192) <22>, принятой в 2015 г., дается определение единого цифрового рынка, и это не рынок для целей конкурентного права. Эта дефиниция направлена на стирание границ в перемещении товаров стран Европейского союза при онлайн-торговле. Единый цифровой рынок - это рынок, на котором обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала и где частные лица и предприятия могут беспрепятственно получать доступ к онлайн-деятельности и осуществлять ее в условиях честной конкуренции и высокого уровня защиты потребительских прав и персональных данных, независимо от их гражданства или места жительства.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В российском законодательстве такое понятие отсутствует. В Стратегии единого цифрового рынка для Европы (Document 52015DC0192) <22>, принятой в 2015 г., дается определение единого цифрового рынка, и это не рынок для целей конкурентного права. Эта дефиниция направлена на стирание границ в перемещении товаров стран Европейского союза при онлайн-торговле. Единый цифровой рынок - это рынок, на котором обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала и где частные лица и предприятия могут беспрепятственно получать доступ к онлайн-деятельности и осуществлять ее в условиях честной конкуренции и высокого уровня защиты потребительских прав и персональных данных, независимо от их гражданства или места жительства.
Статья: К вопросу об осмыслении принципов конкурентного права через призму его гражданско-правовых начал в российской доктрине конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 9)- конституционные принципы, которые являются базой для формирования законодательства о конкуренции, к таковым ученая относит свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, многообразие и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 9)- конституционные принципы, которые являются базой для формирования законодательства о конкуренции, к таковым ученая относит свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, многообразие и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)- экономической свободы, предполагающий наличие единого экономического пространства, свободного перемещения товаров или услуг, свободы экономической деятельности при осуществлении аудита;
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)- экономической свободы, предполагающий наличие единого экономического пространства, свободного перемещения товаров или услуг, свободы экономической деятельности при осуществлении аудита;
Статья: Предпосылки создания единой валютной зоны ЕАЭС: проблемы и перспективы
(Султанова З.М., Белобородько А.М.)
("Финансы", 2024, N 9)Данные исследования приобрели особую актуальность после валютного кризиса в Мексике 1995 г., который был охарактеризован как "первый кризис XXI века"; за ним последовали кризисы в Азии в 1997 - 1998 гг., в России в 1998 г., в Бразилии в 1999 г. и в Аргентине в 2001 г. Одним из выводов этой статьи является то, что роль мобильности капитала в возникновении кризиса была преувеличена. Причинами кризисов чаще всего являются ошибки внутренней финансовой политики. Посткризисные усилия по стабилизации не будут заслуживать доверия, если они не будут сопровождаться повышением процентных ставок, чтобы остановить отток капитала и давление на валюту - урок, который Турции еще предстоит усвоить. В изучении вопросов и проблем валютной интеграции в рамках интеграционных союзов государств Р. Манделл пришел к выводу, что в рамках страновых объединений, допускающих свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала, легче противостоять "шокам спроса и предложения" [10]. Ученый ввел термин "оптимальная валютная зона" [1]. В настоящее время этот термин используется для обозначения географического региона, в котором в качестве платежного средства используется единая валюта или национальные валюты с взаимной фиксацией валютных курсов. При этом по отношению к валютам третьих стран применяется режим совместного плавания.
(Султанова З.М., Белобородько А.М.)
("Финансы", 2024, N 9)Данные исследования приобрели особую актуальность после валютного кризиса в Мексике 1995 г., который был охарактеризован как "первый кризис XXI века"; за ним последовали кризисы в Азии в 1997 - 1998 гг., в России в 1998 г., в Бразилии в 1999 г. и в Аргентине в 2001 г. Одним из выводов этой статьи является то, что роль мобильности капитала в возникновении кризиса была преувеличена. Причинами кризисов чаще всего являются ошибки внутренней финансовой политики. Посткризисные усилия по стабилизации не будут заслуживать доверия, если они не будут сопровождаться повышением процентных ставок, чтобы остановить отток капитала и давление на валюту - урок, который Турции еще предстоит усвоить. В изучении вопросов и проблем валютной интеграции в рамках интеграционных союзов государств Р. Манделл пришел к выводу, что в рамках страновых объединений, допускающих свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала, легче противостоять "шокам спроса и предложения" [10]. Ученый ввел термин "оптимальная валютная зона" [1]. В настоящее время этот термин используется для обозначения географического региона, в котором в качестве платежного средства используется единая валюта или национальные валюты с взаимной фиксацией валютных курсов. При этом по отношению к валютам третьих стран применяется режим совместного плавания.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Тесное взаимодействие в этой сфере необходимо для обеспечения свободного движения товаров и послужит увеличению поступлений в бюджеты наших государств.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Тесное взаимодействие в этой сфере необходимо для обеспечения свободного движения товаров и послужит увеличению поступлений в бюджеты наших государств.
Статья: Стандартизация как фактор совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе
(Кучинская Л.В., Красильникова Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 1)Исследование актуальных вопросов стандартизации показывает, что страны ЕАЭС осуществляют продуманную и согласованную политику внутри Союза, а также со странами СНГ, БРИКС и международными организациями по созданию необходимых условий для преодоления правовых и административных барьеров, которые препятствуют свободному движению товаров и услуг на экономическом пространстве.
(Кучинская Л.В., Красильникова Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 1)Исследование актуальных вопросов стандартизации показывает, что страны ЕАЭС осуществляют продуманную и согласованную политику внутри Союза, а также со странами СНГ, БРИКС и международными организациями по созданию необходимых условий для преодоления правовых и административных барьеров, которые препятствуют свободному движению товаров и услуг на экономическом пространстве.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)8. Инфраструктура внешней торговли услугами в цифровой экономике не укладывается в традиционное определение рыночной инфраструктуры как системы субъектов, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке, сложившееся в рамках наук предпринимательского и коммерческого права. Инфраструктура внешней торговли услугами в цифровой экономике подразделяется на две части: 1) организационная инфраструктура - совокупность операторов платформ и других субъектов, способствующих осуществлению внешней торговли услугами; 2) цифровая технологическая инфраструктура - совокупность цифровых платформ, технологий и коммуникаций, обеспечивающих возможность заключения и исполнения договоров в трансграничной цифровой среде. Цифровые платформы как ключевой элемент цифровой технологической инфраструктуры и как основа цифровых экосистем должны быть открытыми для пользователей. Частноправовым средством обеспечения открытости цифровых платформ представляется конструкция публичного договора.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)8. Инфраструктура внешней торговли услугами в цифровой экономике не укладывается в традиционное определение рыночной инфраструктуры как системы субъектов, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке, сложившееся в рамках наук предпринимательского и коммерческого права. Инфраструктура внешней торговли услугами в цифровой экономике подразделяется на две части: 1) организационная инфраструктура - совокупность операторов платформ и других субъектов, способствующих осуществлению внешней торговли услугами; 2) цифровая технологическая инфраструктура - совокупность цифровых платформ, технологий и коммуникаций, обеспечивающих возможность заключения и исполнения договоров в трансграничной цифровой среде. Цифровые платформы как ключевой элемент цифровой технологической инфраструктуры и как основа цифровых экосистем должны быть открытыми для пользователей. Частноправовым средством обеспечения открытости цифровых платформ представляется конструкция публичного договора.