Сведения о бенефициарах в налоговую
Подборка наиболее важных документов по запросу Сведения о бенефициарах в налоговую (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)При исполнении запроса налогового органа к сведениям о бенефициарных владельцах можно приложить копии подтверждающих документов. Однако делать это не обязательно, поскольку такое требование не предусмотрено ни ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов, ни Правилами (Письмо ФНС России от 10.11.2020 N ШЮ-4-13/18414@).
(КонсультантПлюс, 2025)При исполнении запроса налогового органа к сведениям о бенефициарных владельцах можно приложить копии подтверждающих документов. Однако делать это не обязательно, поскольку такое требование не предусмотрено ни ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов, ни Правилами (Письмо ФНС России от 10.11.2020 N ШЮ-4-13/18414@).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сообщения в налоговый орган по месту постановки на учет:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сообщения в налоговый орган по месту постановки на учет:
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -
Вопрос: Для идентификации клиента банку нужен определенный набор сведений о нем. Фактически у банка есть только сведения из ЕГРЮЛ, поскольку до момента предъявления бенефициаром требования о платеже по независимой гарантии он клиентом не является. Как банку осуществить идентификацию бенефициара, ставшего клиентом?
(Консультация эксперта, 2024)Банку следует проводить идентификацию бенефициара в соответствии с порядком, предусмотренным правилами внутреннего контроля. Банк вправе установить возможность использовать в целях идентификации бенефициара по банковской гарантии сведения, указанные в ЕГРЮЛ, а также сведения, полученные от него самого.
(Консультация эксперта, 2024)Банку следует проводить идентификацию бенефициара в соответствии с порядком, предусмотренным правилами внутреннего контроля. Банк вправе установить возможность использовать в целях идентификации бенефициара по банковской гарантии сведения, указанные в ЕГРЮЛ, а также сведения, полученные от него самого.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Иностранные организации, помимо указанных обязанностей, должны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании в случае, если доля их участия превышает 5% (п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Иностранные организации, помимо указанных обязанностей, должны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании в случае, если доля их участия превышает 5% (п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделокб) сведения о гражданстве бенефициарного владельца и контролирующего лица - для физлица. В отношении гражданина РФ - сведения о наличии у него иного гражданства, а также о том, является ли он налоговым резидентом РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
Статья: О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (2020 год - первое полугодие 2021 года)
(Яковлев А.Э., Мышевская К.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) указала, что внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ недостаточно для освобождения ответчика от субсидиарной ответственности, поскольку ответчик представлял сведения в ЕГРЮЛ, подписывал налоговые декларации как руководитель общества. По мнению ФНС, суд, сделав вывод о том, что ответчик не является контролирующим должника лицом, в таком случае должен был выявить фактического бенефициара должника и его руководителя.
(Яковлев А.Э., Мышевская К.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) указала, что внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ недостаточно для освобождения ответчика от субсидиарной ответственности, поскольку ответчик представлял сведения в ЕГРЮЛ, подписывал налоговые декларации как руководитель общества. По мнению ФНС, суд, сделав вывод о том, что ответчик не является контролирующим должника лицом, в таком случае должен был выявить фактического бенефициара должника и его руководителя.
Статья: Уставная экстраординарность: проблемы правоприменения
(Гаджиев А.Э.)
("Закон", 2025, N 2)Другим важным преимуществом эстонского коммерческого регистра является его интегрированная структура. Согласно § 2 Закона об Электронном коммерческом реестре таковой представляет собой онлайн-платформу, предоставляющую доступ как к данным о юридических лицах (регистрационная карта), так и к общедоступной информации из других баз данных (публичное дело). Публичное дело среди прочего включает в себя учредительный договор, устав, согласие члена правления на членство, отчеты за финансовый год и иные сведения (§ 9 и 26 Закона). Изучение фактического функционала эстонской платформы показало, что она содержит дополнительные актуальные данные, такие как сведения о зарегистрированных судебных разбирательствах, залогах, налоговой задолженности, бенефициарных владельцах и других аспектах, имеющих значение при взаимодействии с бизнес-партнерами. Эстонский Электронный коммерческий регистр, совмещая в рамках единой платформы функции, которые в России распределены между ЕГРЮЛ, сервисами "Прозрачный бизнес", "Предоставление копий учредительных документов" <59> и даже платными ресурсами по проверке контрагентов, демонстрирует значительный потенциал для сокращения трансакционных издержек посредством оптимизации процедуры комплексной проверки бизнес-партнеров.
(Гаджиев А.Э.)
("Закон", 2025, N 2)Другим важным преимуществом эстонского коммерческого регистра является его интегрированная структура. Согласно § 2 Закона об Электронном коммерческом реестре таковой представляет собой онлайн-платформу, предоставляющую доступ как к данным о юридических лицах (регистрационная карта), так и к общедоступной информации из других баз данных (публичное дело). Публичное дело среди прочего включает в себя учредительный договор, устав, согласие члена правления на членство, отчеты за финансовый год и иные сведения (§ 9 и 26 Закона). Изучение фактического функционала эстонской платформы показало, что она содержит дополнительные актуальные данные, такие как сведения о зарегистрированных судебных разбирательствах, залогах, налоговой задолженности, бенефициарных владельцах и других аспектах, имеющих значение при взаимодействии с бизнес-партнерами. Эстонский Электронный коммерческий регистр, совмещая в рамках единой платформы функции, которые в России распределены между ЕГРЮЛ, сервисами "Прозрачный бизнес", "Предоставление копий учредительных документов" <59> и даже платными ресурсами по проверке контрагентов, демонстрирует значительный потенциал для сокращения трансакционных издержек посредством оптимизации процедуры комплексной проверки бизнес-партнеров.
Статья: О привлечении к ответственности номинального и фактического руководителей
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- анализ модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды;
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- анализ модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды;
Вопрос: О предложениях по изменению законодательства в отношении налогообложения сделок с организациями из офшорных зон и недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-05/89229)Указанное обстоятельство обосновывается не только предоставлением льготного налогового режима налогообложения, но и доступом и достоверностью сведений о финансовой отчетности, собственниках и бенефициарах бизнеса, банковской информации.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-05/89229)Указанное обстоятельство обосновывается не только предоставлением льготного налогового режима налогообложения, но и доступом и достоверностью сведений о финансовой отчетности, собственниках и бенефициарах бизнеса, банковской информации.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Арбитражный суд принял во внимание сведения, полученные в порядке информационного обмена из налоговых органов Нидерландов. Данные сведения раскрывают, что конечным бенефициаром в отношении дивидендов, перечисленных голландской компании, является турецкая организация.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Арбитражный суд принял во внимание сведения, полученные в порядке информационного обмена из налоговых органов Нидерландов. Данные сведения раскрывают, что конечным бенефициаром в отношении дивидендов, перечисленных голландской компании, является турецкая организация.
Статья: Как налоговики раскрывают схемы уклонения от налогообложения
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)2) поиск информации о конечных получателях доходов и лицах, фактически руководящих деятельностью должника, в информационных ресурсах налоговых органов, а также внешних источниках информации (СМИ, соцсетях), чтобы обнаружить сведения, характеризующие их статус в качестве бенефициаров;
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)2) поиск информации о конечных получателях доходов и лицах, фактически руководящих деятельностью должника, в информационных ресурсах налоговых органов, а также внешних источниках информации (СМИ, соцсетях), чтобы обнаружить сведения, характеризующие их статус в качестве бенефициаров;
Статья: Процедура допроса свидетеля в делах о налоговых правонарушениях требует корректировки со стороны законодателя
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Так, допрошенный налоговым органом в рамках ст. 90 НК РФ свидетель, предоставлявший налогоплательщику нежилое помещение в аренду, не имеющий прямого отношения к налогоплательщику и группе компаний, куда входил последний, и, как следствие, не располагающий о них какими-либо сведениями, предоставил налоговому органу в форме свободного повествования подробную информацию об общем количестве сотрудников группы компаний, указал ежегодный оборот денежных средств группы, назвал бенефициарного владельца налогоплательщика и всей группы компаний, указал на "проблемных" поставщиков, отнеся их к разряду номинальных структур. Свидетель в своих показаниях обратил внимание на то, что бухгалтерия группы компаний выполняла преступные указания руководителя проверяемого налогоплательщика.
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Так, допрошенный налоговым органом в рамках ст. 90 НК РФ свидетель, предоставлявший налогоплательщику нежилое помещение в аренду, не имеющий прямого отношения к налогоплательщику и группе компаний, куда входил последний, и, как следствие, не располагающий о них какими-либо сведениями, предоставил налоговому органу в форме свободного повествования подробную информацию об общем количестве сотрудников группы компаний, указал ежегодный оборот денежных средств группы, назвал бенефициарного владельца налогоплательщика и всей группы компаний, указал на "проблемных" поставщиков, отнеся их к разряду номинальных структур. Свидетель в своих показаниях обратил внимание на то, что бухгалтерия группы компаний выполняла преступные указания руководителя проверяемого налогоплательщика.