Субъект привлечения к административной ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъект привлечения к административной ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2013 N 57-АПГ13-6
Об отмене решения Белгородского областного суда от 26.08.2013 в части отказа в удовлетворении заявления и признании недействующими статей 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.18, 3.1, 3.2, 3.4, 3.9, 3.12, 3.17, 6.1.1, 6.1.2, 6.15, 6.21, 6.23, 6.24 Закона Белгородской области от 04.07.2002 N 35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области".Между тем отдельные действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, установленного статьей 6.23 Закона Белгородской области об административных правонарушениях, охватываются диспозицией части 1 статьи 5.61 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а также части 1 статьи 20.1 об административной ответственности за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), что свидетельствует об установлении законодателем субъекта Российской Федерации административной ответственности по вопросам, урегулированным на федеральном уровне.
Об отмене решения Белгородского областного суда от 26.08.2013 в части отказа в удовлетворении заявления и признании недействующими статей 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.18, 3.1, 3.2, 3.4, 3.9, 3.12, 3.17, 6.1.1, 6.1.2, 6.15, 6.21, 6.23, 6.24 Закона Белгородской области от 04.07.2002 N 35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области".Между тем отдельные действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, установленного статьей 6.23 Закона Белгородской области об административных правонарушениях, охватываются диспозицией части 1 статьи 5.61 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а также части 1 статьи 20.1 об административной ответственности за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), что свидетельствует об установлении законодателем субъекта Российской Федерации административной ответственности по вопросам, урегулированным на федеральном уровне.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N 44-АПГ15-21
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 07.09.2015, которым была признана недействующей статья 7.4 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае".Кроме того, как следует из содержания статьи 7.4 Закона Пермского края N 460-ПК, отдельные действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, установленного этой статьей охватываются диспозицией части 1 статьи 5.61 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а также части 1 статьи 20.1 об административной ответственности за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), что свидетельствует об установлении законодателем субъекта Российской Федерации административной ответственности по вопросам, урегулированным на федеральном уровне, в связи с чем не исключается двойная административная ответственность за одно и то же правонарушение.
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 07.09.2015, которым была признана недействующей статья 7.4 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае".Кроме того, как следует из содержания статьи 7.4 Закона Пермского края N 460-ПК, отдельные действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, установленного этой статьей охватываются диспозицией части 1 статьи 5.61 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а также части 1 статьи 20.1 об административной ответственности за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), что свидетельствует об установлении законодателем субъекта Российской Федерации административной ответственности по вопросам, урегулированным на федеральном уровне, в связи с чем не исключается двойная административная ответственность за одно и то же правонарушение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Субъектами оскорбления по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ выступают граждане, должностные и юридические лица. Общий возраст наступления административной ответственности для граждан Российской Федерации составляет 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Субъектами оскорбления по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ выступают граждане, должностные и юридические лица. Общий возраст наступления административной ответственности для граждан Российской Федерации составляет 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
Статья: Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 5.61 КоАП
(Литучая С.Е.)
("Законность", 2016, N 7)Полагаем обозначенную точку зрения наиболее обоснованной. Резюмируя этот подход, некоторые ученые полагают, что в рассматриваемых полномочиях органов прокуратуры речь идет не об осуществлении прокурорского надзора за гражданами, а о полномочиях прокурора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Эта норма предполагает вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении любого из субъектов административной ответственности.
(Литучая С.Е.)
("Законность", 2016, N 7)Полагаем обозначенную точку зрения наиболее обоснованной. Резюмируя этот подход, некоторые ученые полагают, что в рассматриваемых полномочиях органов прокуратуры речь идет не об осуществлении прокурорского надзора за гражданами, а о полномочиях прокурора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Эта норма предполагает вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении любого из субъектов административной ответственности.
Нормативные акты
Заключение Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству
"На проект федерального закона N 685933-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)"Проектом федерального закона вносятся изменения в часть 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на уточнение круга субъектов, подлежащих административной ответственности за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
"На проект федерального закона N 685933-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)"Проектом федерального закона вносятся изменения в часть 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на уточнение круга субъектов, подлежащих административной ответственности за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Официальный отзыв Правительства РФ от 05.12.2019 N 11137п-П17
"На проект федерального закона N 700416-7 "О внесении изменений в главу пятую Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Законопроектом предлагается исключить из частей 1 и 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения, предусматривающие административную ответственность должностных лиц за оскорбление.
"На проект федерального закона N 700416-7 "О внесении изменений в главу пятую Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Законопроектом предлагается исключить из частей 1 и 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения, предусматривающие административную ответственность должностных лиц за оскорбление.
Статья: Декриминализация оскорбления: правовой анализ
(Шматова Е.С.)
("Российский следователь", 2013, N 15)Кроме того, введенные в КоАП РФ нормы об ответственности за оскорбление в значительной степени усовершенствованы по своему содержанию. Предусмотрена административная ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (часть 3 ст. 5.61 КоАП РФ) <14>. Признаны новые субъекты административного правонарушения, где наряду с физическими лицами за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.61 КоАП РФ, к ответственности могут быть привлечены также должностные и юридические лица.
(Шматова Е.С.)
("Российский следователь", 2013, N 15)Кроме того, введенные в КоАП РФ нормы об ответственности за оскорбление в значительной степени усовершенствованы по своему содержанию. Предусмотрена административная ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (часть 3 ст. 5.61 КоАП РФ) <14>. Признаны новые субъекты административного правонарушения, где наряду с физическими лицами за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.61 КоАП РФ, к ответственности могут быть привлечены также должностные и юридические лица.
Статья: Реализация прокурором полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП
(Сивидова-Абкарян Т.Ф.)
("Законность", 2018, N 5)"Соседями", например прокурорами Кемеровской области, возбуждено 568 дел по ст. 5.61 КоАП, а прокурорами Республики Алтай - 53.
(Сивидова-Абкарян Т.Ф.)
("Законность", 2018, N 5)"Соседями", например прокурорами Кемеровской области, возбуждено 568 дел по ст. 5.61 КоАП, а прокурорами Республики Алтай - 53.
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Субъектами правонарушения по ст. 5.61 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица.
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Субъектами правонарушения по ст. 5.61 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Статья: Физические лица как объекты прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2017, N 11)1. "Так, в ст. 28.4 КоАП содержится перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор, и есть оговорка о том, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом субъекта РФ.
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2017, N 11)1. "Так, в ст. 28.4 КоАП содержится перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор, и есть оговорка о том, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом субъекта РФ.
Статья: Юрисдикционная деятельность, обусловленная рассмотрением обращений граждан
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2018, N 9)В зависимости от существа правонарушения меры административной ответственности могут быть применены к любому субъекту квиринального производства, не исполняющему обязанности, установленные базовым Федеральным законом, в том числе и к лицам, оспаривающим действия (бездействие) публичных органов, организаций. Осознанное использование в тексте обращения нецензурных или оскорбительных выражений квалифицируется по ч. 1 ст. 5.61 КоАП (оскорбление) и влечет за собой применение штрафных санкций к физическим лицам; административный штраф в обременительных размерах применяется в отношении деяний должностных лиц и организаций. Квалификация по ч. 2 ст. 5.61 КоАП, предусматривающая несопоставимые с ч. 1 размеры штрафных санкций, применяемых к должностным лицам и организациям, фактически невозможна, поскольку в возникающих в этих случаях квиринальных отношениях невозможен факт публичного обнародования обращения, содержащего оскорбительные выражения.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2018, N 9)В зависимости от существа правонарушения меры административной ответственности могут быть применены к любому субъекту квиринального производства, не исполняющему обязанности, установленные базовым Федеральным законом, в том числе и к лицам, оспаривающим действия (бездействие) публичных органов, организаций. Осознанное использование в тексте обращения нецензурных или оскорбительных выражений квалифицируется по ч. 1 ст. 5.61 КоАП (оскорбление) и влечет за собой применение штрафных санкций к физическим лицам; административный штраф в обременительных размерах применяется в отношении деяний должностных лиц и организаций. Квалификация по ч. 2 ст. 5.61 КоАП, предусматривающая несопоставимые с ч. 1 размеры штрафных санкций, применяемых к должностным лицам и организациям, фактически невозможна, поскольку в возникающих в этих случаях квиринальных отношениях невозможен факт публичного обнародования обращения, содержащего оскорбительные выражения.
Статья: Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях в отношении граждан
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2016, N 7)Вместе с тем КоАП РФ к исключительной подведомственности прокурора относит ряд составов административных правонарушений, по которым к ответственности могут быть привлечены граждане: ст. 5.23, ст. 5.61, ст. 5.62, ч. 2 ст. 7.24, ст. 12.35, ст. 13.11, ст. 13.14 КоАП РФ и др. Более того, например, к ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление) могут быть привлечены исключительно граждане.
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2016, N 7)Вместе с тем КоАП РФ к исключительной подведомственности прокурора относит ряд составов административных правонарушений, по которым к ответственности могут быть привлечены граждане: ст. 5.23, ст. 5.61, ст. 5.62, ч. 2 ст. 7.24, ст. 12.35, ст. 13.11, ст. 13.14 КоАП РФ и др. Более того, например, к ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление) могут быть привлечены исключительно граждане.
Статья: Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?
(Занин Т.В.)
("Законность", 2015, N 9)Так, в ст. 28.4 КоАП содержится перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор, и есть оговорка о том, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом субъекта РФ.
(Занин Т.В.)
("Законность", 2015, N 9)Так, в ст. 28.4 КоАП содержится перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор, и есть оговорка о том, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом субъекта РФ.
Статья: Квалификация оскорбления
(Аратова А.А.)
("Административное право и процесс", 2012, N 11)Несомненной новеллой по сравнению с прежней ст. 130 УК РФ является установление ч. 3 ст. 5.61 КоАП РФ административной ответственности за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Субъектами ответственности за данное административное правонарушение могут быть должностные и юридические лица, в обязанности которых входило предупреждение (пресечение) оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средстве массовой информации. Ими могут быть редакторы газет, журналов, иных средств массовой информации, другие лица, ответственные за подготовку, выпуск публично демонстрирующегося произведения или средства массовой информации.
(Аратова А.А.)
("Административное право и процесс", 2012, N 11)Несомненной новеллой по сравнению с прежней ст. 130 УК РФ является установление ч. 3 ст. 5.61 КоАП РФ административной ответственности за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Субъектами ответственности за данное административное правонарушение могут быть должностные и юридические лица, в обязанности которых входило предупреждение (пресечение) оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средстве массовой информации. Ими могут быть редакторы газет, журналов, иных средств массовой информации, другие лица, ответственные за подготовку, выпуск публично демонстрирующегося произведения или средства массовой информации.
Статья: О некоторых особенностях обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности за оскорбление
(Симонова И.С.)
("Административное право и процесс", 2015, N 8)Практика деятельности органов прокуратуры показывает, что большинство дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждается в отношении граждан. Таким образом, прокурор сталкивается с рядом трудностей при возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В первую очередь это связано с отсутствием базы данных, содержащих сведения о месте жительства граждан, виновных в совершении противоправных деяний. По информации, поступающей из прокуратур субъектов Российской Федерации, нередки случаи истечения срока привлечения к административной ответственности в связи с невозможностью установления местонахождения виновного лица. Кроме того, у прокурора нередко отсутствуют необходимые данные для установления фактических обстоятельств дела.
(Симонова И.С.)
("Административное право и процесс", 2015, N 8)Практика деятельности органов прокуратуры показывает, что большинство дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждается в отношении граждан. Таким образом, прокурор сталкивается с рядом трудностей при возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В первую очередь это связано с отсутствием базы данных, содержащих сведения о месте жительства граждан, виновных в совершении противоправных деяний. По информации, поступающей из прокуратур субъектов Российской Федерации, нередки случаи истечения срока привлечения к административной ответственности в связи с невозможностью установления местонахождения виновного лица. Кроме того, у прокурора нередко отсутствуют необходимые данные для установления фактических обстоятельств дела.