Статус судей конституционного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус судей конституционного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Судьи - носители судебной власти" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Отказывая в принятии искового заявления, судебные инстанции исходили из положений статей 3, 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 9, 10, 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", а также учитывали правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 529-О, обоснованно пришли к выводу о том, что заявителем по существу оспариваются действия судьи, связанные с осуществлением правосудия, что не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, при этом исходя из того, что требование о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении правосудия, может быть предъявлено только в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда, а действия (бездействие) судьи при отправлении правосудия не подлежат обжалованию в порядке искового производства, поскольку для их обжалования законом предусмотрен иной порядок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы совершенствования регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению конституционного правосудия
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Ключевые слова: нормоконтроль, состав и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционное судопроизводство, порядок принятия к рассмотрению обращений Конституционным Судом Российской Федерации, исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Ключевые слова: нормоконтроль, состав и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционное судопроизводство, порядок принятия к рассмотрению обращений Конституционным Судом Российской Федерации, исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья: Конституционный контроль в субъектах РФ: прошлое, настоящее, будущее
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Еще одну предпосылку упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ традиционно связывают с дороговизной их содержания. Однако думается, что такая оценка является поверхностной и популистской. Как подметил В.А. Кряжков, из бюджета субъекта РФ тратилось не более десятых (а то и сотых) долей процента на содержание региональной конституционной юстиции <13>, а потому вопрос содержания судов не мог послужить реальной причиной их упразднения. А вот зависть отдельных должностных лиц к правовому статусу судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ такой латентной причиной выступить вполне могла, тем более что никто из должностных лиц органов власти субъекта РФ или муниципальных образований не обладал такими высокими гарантиями, как судьи (в том числе неприкосновенностью).
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Еще одну предпосылку упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ традиционно связывают с дороговизной их содержания. Однако думается, что такая оценка является поверхностной и популистской. Как подметил В.А. Кряжков, из бюджета субъекта РФ тратилось не более десятых (а то и сотых) долей процента на содержание региональной конституционной юстиции <13>, а потому вопрос содержания судов не мог послужить реальной причиной их упразднения. А вот зависть отдельных должностных лиц к правовому статусу судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ такой латентной причиной выступить вполне могла, тем более что никто из должностных лиц органов власти субъекта РФ или муниципальных образований не обладал такими высокими гарантиями, как судьи (в том числе неприкосновенностью).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава II. СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава II. СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425
(ред. от 04.08.2020)
"Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке"5. При восстановлении решением Конституционного Суда Российской Федерации статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, в случае отмены обвинительного приговора или решения Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении отставки судьи выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется.
(ред. от 04.08.2020)
"Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке"5. При восстановлении решением Конституционного Суда Российской Федерации статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, в случае отмены обвинительного приговора или решения Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении отставки судьи выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется.
Статья: О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Ключевые слова: поправки к Конституции Российской Федерации, виды конституционного судебного контроля, состав и статус судей Конституционного Суда Российской Федерации, объекты конституционного нормоконтроля, основные и дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно-правовое истолкование смысла оспариваемых актов, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Ключевые слова: поправки к Конституции Российской Федерации, виды конституционного судебного контроля, состав и статус судей Конституционного Суда Российской Федерации, объекты конституционного нормоконтроля, основные и дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно-правовое истолкование смысла оспариваемых актов, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве примера регионального закона можно привести Закон Республики Татарстан от 22.12.1992 N 1708-XII "О Конституционном Суде Республики Татарстан". Специальный федеральный закон, определяющий правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, не принят (см. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2006 N 3-4/06), более того, к 2023 году все эти суды будут упразднены (см. Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве примера регионального закона можно привести Закон Республики Татарстан от 22.12.1992 N 1708-XII "О Конституционном Суде Республики Татарстан". Специальный федеральный закон, определяющий правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, не принят (см. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2006 N 3-4/06), более того, к 2023 году все эти суды будут упразднены (см. Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ).
Статья: Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: "кто будет сторожить сторожей"
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Институт дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ был введен в 2001 г., но и по сей день остается "спящим", что наилучшим образом иллюстрирует его избыточность в качестве элемента правового статуса судьи Конституционного Суда РФ. Само по себе это звучит так же нелепо, как "дисциплинарная ответственность Президента РФ". Известный ученый и судья Конституционного Суда Н.В. Витрук на одной из конференций в Санкт-Петербурге в свое время прокомментировал эту норму следующим образом: "За что отвечать? За то, что опоздали на работу? Вместо дисциплинарной ответственности судьи Конституционного Суда должны нести конституционно-правовую ответственность за действия, которые умаляют судебную власть" <6>. В.А. Кряжков справедливо отмечает: "Сама по себе данная ответственность... диссонирует со статусом Конституционного Суда как федерального конституционного органа" <7>.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Институт дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ был введен в 2001 г., но и по сей день остается "спящим", что наилучшим образом иллюстрирует его избыточность в качестве элемента правового статуса судьи Конституционного Суда РФ. Само по себе это звучит так же нелепо, как "дисциплинарная ответственность Президента РФ". Известный ученый и судья Конституционного Суда Н.В. Витрук на одной из конференций в Санкт-Петербурге в свое время прокомментировал эту норму следующим образом: "За что отвечать? За то, что опоздали на работу? Вместо дисциплинарной ответственности судьи Конституционного Суда должны нести конституционно-правовую ответственность за действия, которые умаляют судебную власть" <6>. В.А. Кряжков справедливо отмечает: "Сама по себе данная ответственность... диссонирует со статусом Конституционного Суда как федерального конституционного органа" <7>.
Статья: Судебная власть в Республике Беларусь в свете конституционных новелл 2022 года
(Тиковенко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Судебная власть направлена на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия, законности в нормотворчестве, правоприменении и ее укрепление, предупреждение правонарушений, а кроме того, призвана обеспечивать верховенство Конституции, соответствие ей правовых актов. Осуществляемыми судами функциями, специфическими только для судебной власти, являются правосудие и контроль за конституционностью нормативных правовых актов. В судебную систему Республики Беларусь, исходя из ч. 1 ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, входят Конституционный Суд - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, реализующий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, а также суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.
(Тиковенко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Судебная власть направлена на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия, законности в нормотворчестве, правоприменении и ее укрепление, предупреждение правонарушений, а кроме того, призвана обеспечивать верховенство Конституции, соответствие ей правовых актов. Осуществляемыми судами функциями, специфическими только для судебной власти, являются правосудие и контроль за конституционностью нормативных правовых актов. В судебную систему Республики Беларусь, исходя из ч. 1 ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, входят Конституционный Суд - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, реализующий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, а также суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.
Статья: О некоторых особенностях нового законодательного регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Ключевые слова: дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный судебный контроль, состав и статус судей Конституционного Суда Российской Федерации, конституционное судопроизводство, конституционно-правовое истолкование оспариваемых актов, исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Ключевые слова: дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный судебный контроль, состав и статус судей Конституционного Суда Российской Федерации, конституционное судопроизводство, конституционно-правовое истолкование оспариваемых актов, исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законодательстве о статусе судей, о Конституционном Суде РФ и об арбитражных судах. Часть из них формальные: возраст, образование, стаж юридической работы.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законодательстве о статусе судей, о Конституционном Суде РФ и об арбитражных судах. Часть из них формальные: возраст, образование, стаж юридической работы.