Сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 168 "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ"При этом судебная коллегия не может согласиться с утверждением апеллянтов о том, что региональная программа на 2023-2052 годы в целом, а также установленные ею очередность и сроки проведения капитального ремонта названного многоквартирного дома в частности разработаны и приняты с соблюдением действующего законодательства, поскольку данных, указывающих на то, что сроки проведения капитального ремонта определены по каждому виду услуг и (или) работ с учетом их необходимости, соответствуют установленным действующим законодательством предельным срокам, как того требуют положения части 1, пункт 3 части 2, часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также критериям, установленным статьей 4 Закона Воронежской области, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 182 "Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ"Довод ответчика о недоказанности вины регионального оператора в причинении ущерба, отклонен судом апелляционной инстанции как несостоятельный и противоречащий приведенным нормам права, определяющим основания и пределы ответственности регионального оператора. Фонд, как региональный оператор, создан и наделен полномочиями по реализации предусмотренных вышеуказанной статьей задач, т.е. именно данная организация обязана контролировать качество и сроки выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома в порядке реализации региональной программы и именно фонд несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном жилом доме за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными фондом подрядными организациями, являются правильными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: опыт России и Казахстана
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Известно, что в России при планировании и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах каждый субъект Российской Федерации подготовил и утвердил свои региональные программы на долгосрочный период (от 20 до 30 лет). В них указана очередность сроков проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации <7>.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Известно, что в России при планировании и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах каждый субъект Российской Федерации подготовил и утвердил свои региональные программы на долгосрочный период (от 20 до 30 лет). В них указана очередность сроков проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации <7>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. В ч. 5 комментируемой статьи, по существу, речь идет о взаимозачете, когда до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, причем оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора. В таких случаях повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется. При этом средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше, чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч. 4 ст. 190 комментируемого Кодекса (устанавливается законом субъекта Российской Федерации), засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. В ч. 5 комментируемой статьи, по существу, речь идет о взаимозачете, когда до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, причем оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора. В таких случаях повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется. При этом средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше, чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч. 4 ст. 190 комментируемого Кодекса (устанавливается законом субъекта Российской Федерации), засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
(ред. от 04.11.2025)7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Приказ Минстроя России от 30.12.2015 N 965/пр
(ред. от 08.02.2017)
"Об утверждении формы отчета специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сроков его размещения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2016 N 41315)Зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2016 г. N 41315
(ред. от 08.02.2017)
"Об утверждении формы отчета специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сроков его размещения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2016 N 41315)Зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2016 г. N 41315
Ситуация: Как проводится капитальный ремонт многоквартирных жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Состав вышеуказанных услуг и (или) работ определяется нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем, а также нормативных межремонтных сроков. При этом перечень и состав таких услуг (работ) может быть определен дифференцированно по муниципальным образованиям (ч. 1.1 ст. 166 ЖК РФ; п. п. 2, 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр; Приложение к Методическим рекомендациям N 1159/пр).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Состав вышеуказанных услуг и (или) работ определяется нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем, а также нормативных межремонтных сроков. При этом перечень и состав таких услуг (работ) может быть определен дифференцированно по муниципальным образованиям (ч. 1.1 ст. 166 ЖК РФ; п. п. 2, 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр; Приложение к Методическим рекомендациям N 1159/пр).