Срок рассмотрения ходатайства об обеспечительных мерах АПК



Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения ходатайства об обеспечительных мерах АПК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2024 N 19АП-1870/2024 по делу N А64-1287/2024
Требование: Об отмене определения об отмене обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Само по себе нарушение судом первой инстанции, предусмотренного частью 2 статьи 97 АПК РФ, срока рассмотрения ходатайства об отмене обеспечительных мер, не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 N 18АП-772/2024 по делу N А47-10625/2017
Требование: Об отмене определения об отмене обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции срока рассмотрения ходатайства об отмене обеспечительных мер, установленного пунктом 2 статьи 97 АПК РФ подлежит отклонению. Превышение пятидневного срока рассмотрения заявления не является безусловным основанием для отмены судебного акта, поскольку не повлекло принятие незаконного судебного акта.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О необходимости разграничения обеспечения доказательств и обеспечения иска в цивилистическом процессе
(Шешуков А.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)
Несмотря на проведенные автором различия, стоит сказать, что у обоих институтов обеспечения есть общая черта: они требуют оперативного вмешательства. Именно поэтому предлагаемая нами унификация норм обеспечения доказательств по модели ГПК РФ должна вобрать в себя и положение из АПК РФ, которое, отсылая нас к нормам об обеспечительных мерах, обязывает арбитражный суд рассмотреть ходатайство не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон. АПК РФ предусматривает также досудебное обеспечение доказательств в суде. Думается, что такое положение могло бы быть также сохранено в случае унификации норм процессуальных кодексов, однако законодателю следует предварительно оценить, как такое сохранение повлияет на судебную нагрузку. Также следует задуматься над законодательным закреплением возможности для судов удаленного обеспечения доказательств по аналогии с тем, которое предусмотрено законодательством о нотариате.
Статья: Обеспечительные меры в арбитражном процессе в условиях новых госпошлин
(Трезубов Е.С., Розе М.А.)
("Российский судья", 2025, N 3)
Изменения процессуального законодательства связаны с установлением запрета на оспаривание определений о принятии обеспечительных мер: в соответствии с актуальной редакцией ч. 7 ст. 93 АПК РФ обжаловано может быть лишь определение об отказе в обеспечении иска. При удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с ходатайством об их отмене, после чего при необходимости обжаловать определение суда об отмене обеспечительных мер или отказе в их отмене (ч. 5 ст. 97 АПК РФ) <3>. Такое нормативное решение, вступившее в силу с 5 января 2024 г., обусловлено критериями процессуальной экономии, поскольку сроки рассмотрения ходатайства об отмене обеспечительных мер составляют 5 дней, а срок на апелляционное обжалование и производство в суде апелляционной инстанции будет составлять 4 месяца (1 месяц на подачу апелляционной жалобы (ст. 188 АПК РФ) и 3 месяца на производство в суде апелляционной инстанции (ст. 267 и 272 АПК РФ)). Противники изменения правового регулирования обосновывали свою позицию отсутствием беспристрастности состава суда, который уже принял обеспечительные меры по делу. Однако, учитывая срочность процедуры рассмотрения заявления о принятии мер, исключающей объективную возможность суда учесть аргументы всех лиц, участвующих в деле, ограничение права на апелляционное обжалование в пользу оперативной и состязательной процедуры рассмотрения заявления об отмене принятых мер, позволяющей лицам представить свою позицию по вопросам целесообразности сохранения принятых обеспечительных мер, следует признать эффективным. По субъективным ощущениям авторов, в последний год арбитражные суды субъектов стали "охотнее" удовлетворять ходатайства об обеспечении иска, поскольку теперь исключен риск отмены определения суда без повторной процедуры проверки необходимости применения мер предварительной защиты. А значит, новый механизм проверки обоснованности и законности установления обеспечительных мер является сбалансированным ответом на критику юридического сообщества в адрес арбитражных судов, столь аккуратно и неохотно удовлетворявших заявления о принятии обеспечительных мер. К тому же до 9 сентября 2024 г. при подаче заявления об отмене обеспечительных мер заявитель не уплачивал государственную пошлину, имея, таким образом, возможность быстро и бесплатно отменить принятые судом меры при наличии должных аргументов.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"
49. В арбитражном судопроизводстве в случае предоставления ответчиком встречного обеспечения взамен обеспечительных мер ходатайство об отмене обеспечения иска рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 97 АПК РФ судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления в арбитражный суд документа, подтверждающего произведенное встречное обеспечение, без извещения лиц, участвующих в деле.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78
<Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер>
Таким образом, иностранная сторона заявила ходатайство о применении предварительных обеспечительных мер в обеспечение будущего иска, который предполагается рассматривать в международном коммерческом арбитраже, что соответствует части 3 статьи 90 АПК РФ.
показать больше документов