Срок проведения анализа финансового состояния должника
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проведения анализа финансового состояния должника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2024 N 11АП-7886/2024 по делу N А72-1955/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Законом о банкротстве не установлены конкретные сроки проведения анализа финансового состояния должника, однако это не свидетельствует о праве арбитражного управляющего определять их произвольно по своему усмотрению, финансовый анализ должен быть произведен в максимально короткий срок. При этом, пунктом 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве для проведения всех мероприятий в процедуре реализации имущества гражданина установлен срок не более шести месяцев.
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Законом о банкротстве не установлены конкретные сроки проведения анализа финансового состояния должника, однако это не свидетельствует о праве арбитражного управляющего определять их произвольно по своему усмотрению, финансовый анализ должен быть произведен в максимально короткий срок. При этом, пунктом 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве для проведения всех мероприятий в процедуре реализации имущества гражданина установлен срок не более шести месяцев.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.07.2024 N Ф04-2278/2024 по делу N А02-939/2022
Обстоятельства: Определением признаны не соответствующими ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" действия (бездействие) финансового управляющего, выразившиеся в непринятии мер по проведению анализа финансового состояния должника, несвоевременном проведении мероприятий, связанных с реализацией его имущества, что повлекло затягивание процедуры банкротства и нарушение прав должника; финансовый управляющий отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей ввиду длительности и существенности незаконного бездействия.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отсутствие в Законе о банкротстве конкретных сроков проведения анализа финансового состояния должника не означает, что такой срок может быть любым и зависеть только от воли арбитражного управляющего. В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве предписано проведение анализа финансового состояния должника и наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в качестве первоочередных мероприятий процедуры банкротства.
Обстоятельства: Определением признаны не соответствующими ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" действия (бездействие) финансового управляющего, выразившиеся в непринятии мер по проведению анализа финансового состояния должника, несвоевременном проведении мероприятий, связанных с реализацией его имущества, что повлекло затягивание процедуры банкротства и нарушение прав должника; финансовый управляющий отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей ввиду длительности и существенности незаконного бездействия.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отсутствие в Законе о банкротстве конкретных сроков проведения анализа финансового состояния должника не означает, что такой срок может быть любым и зависеть только от воли арбитражного управляющего. В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве предписано проведение анализа финансового состояния должника и наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в качестве первоочередных мероприятий процедуры банкротства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование методики проведения арбитражным управляющим финансового анализа компании-должника
(Захаров И.В.)
("Аудитор", 2024, N 9)Согласно п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные названным Законом.
(Захаров И.В.)
("Аудитор", 2024, N 9)Согласно п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные названным Законом.
Статья: Проблемы, возникающие в судебной практике в связи с отсутствием решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Введение: решение первого собрания кредиторов, призванное определить следующую процедуру банкротства, на практике зачастую по объективным причинам оказывается непринятым либо не соответствующим предъявляемым требованиям, тогда как срок процедуры наблюдения истек. Несовершенство предусмотренных законом последствий возникновения такой ситуации порождает ряд негативных результатов, среди которых распространение в судебной практике противоположных правовых позиций и сокращение числа вводимых оздоровительных процедур банкротства. Поэтому исследование проблем, возникающих в случае отсутствия решения первого собрания кредиторов, приобретает особое значение в сложившихся социально-экономических условиях. Цель: на основе анализа материалов судебной практики, научных и статистических источников, зарубежного опыта сформировать представление о проблемах, возникающих вследствие отсутствия решения первого собрания кредиторов и применения в этой связи пункта 2 статьи 75 Закона о банкротстве. Методы: эмпирические методы сравнения, описания; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы: юридико-догматический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, что переход права выбора следующей процедуры банкротства арбитражному суду в порядке пункта 2 статьи 75 Закона о банкротстве необоснованно лишает кредиторов предоставленного им законом основополагающего права, препятствует инициированию реабилитационных процедур банкротства и заключению мирового соглашения, в целом усиливает ликвидационную направленность банкротного права. Выявленные проблемы проведения анализа финансового состояния должника приводят к тому, что в случае выбора процедуры банкротства судом возможности сохранения жизнеспособного бизнеса значительно сокращаются. Выводы: для решения обозначенных проблем предложен комплекс мер по законодательному закреплению возможности и оснований отложения проведения первого собрания кредиторов сверх установленного срока, обеспечению принятия судом решения о выборе процедуры банкротства на основании достоверных сведений, расширению оснований введения оздоровительных процедур при самостоятельном определении судом процедуры банкротства, предотвращению затягивания процедуры.
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Введение: решение первого собрания кредиторов, призванное определить следующую процедуру банкротства, на практике зачастую по объективным причинам оказывается непринятым либо не соответствующим предъявляемым требованиям, тогда как срок процедуры наблюдения истек. Несовершенство предусмотренных законом последствий возникновения такой ситуации порождает ряд негативных результатов, среди которых распространение в судебной практике противоположных правовых позиций и сокращение числа вводимых оздоровительных процедур банкротства. Поэтому исследование проблем, возникающих в случае отсутствия решения первого собрания кредиторов, приобретает особое значение в сложившихся социально-экономических условиях. Цель: на основе анализа материалов судебной практики, научных и статистических источников, зарубежного опыта сформировать представление о проблемах, возникающих вследствие отсутствия решения первого собрания кредиторов и применения в этой связи пункта 2 статьи 75 Закона о банкротстве. Методы: эмпирические методы сравнения, описания; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы: юридико-догматический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, что переход права выбора следующей процедуры банкротства арбитражному суду в порядке пункта 2 статьи 75 Закона о банкротстве необоснованно лишает кредиторов предоставленного им законом основополагающего права, препятствует инициированию реабилитационных процедур банкротства и заключению мирового соглашения, в целом усиливает ликвидационную направленность банкротного права. Выявленные проблемы проведения анализа финансового состояния должника приводят к тому, что в случае выбора процедуры банкротства судом возможности сохранения жизнеспособного бизнеса значительно сокращаются. Выводы: для решения обозначенных проблем предложен комплекс мер по законодательному закреплению возможности и оснований отложения проведения первого собрания кредиторов сверх установленного срока, обеспечению принятия судом решения о выборе процедуры банкротства на основании достоверных сведений, расширению оснований введения оздоровительных процедур при самостоятельном определении судом процедуры банкротства, предотвращению затягивания процедуры.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)НАБЛЮДЕНИЕ - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)НАБЛЮДЕНИЕ - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).
Статья: Бухгалтерские резервы: новогодний чек-лист
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)- во-первых, надо проверить, правильно ли вообще в организации формируется резерв. Часто при создании в бухучете резерва бухгалтеры ориентируются на правила налогового учета. Но бухгалтерский вариант резерва должен создаваться без каких-либо лимитов по суммам резерва и отчислений в него, которые присущи налоговому учету. В организации может быть предусмотрен любой обоснованный вариант создания резерва, который учитывает вероятность погашения долга (полностью или частично) <9>. К примеру, отчисления в резерв можно делать, учитывая информацию за предыдущие несколько лет о платежной дисциплине того или иного должника. Разумеется, если его финансовое положение стабильно. Важно зафиксировать в учетной политике порядок формирования резерва;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)- во-первых, надо проверить, правильно ли вообще в организации формируется резерв. Часто при создании в бухучете резерва бухгалтеры ориентируются на правила налогового учета. Но бухгалтерский вариант резерва должен создаваться без каких-либо лимитов по суммам резерва и отчислений в него, которые присущи налоговому учету. В организации может быть предусмотрен любой обоснованный вариант создания резерва, который учитывает вероятность погашения долга (полностью или частично) <9>. К примеру, отчисления в резерв можно делать, учитывая информацию за предыдущие несколько лет о платежной дисциплине того или иного должника. Разумеется, если его финансовое положение стабильно. Важно зафиксировать в учетной политике порядок формирования резерва;
Статья: Административно-правовой статус арбитражного управляющего
(Загоруйко И.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)- проводить анализ финансового состояния должника и результатов его деятельности, как финансовой, так и инвестиционной и хозяйственной;
(Загоруйко И.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)- проводить анализ финансового состояния должника и результатов его деятельности, как финансовой, так и инвестиционной и хозяйственной;
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с принципом осторожности (осмотрительности) организация должна создавать резервы по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, а его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с принципом осторожности (осмотрительности) организация должна создавать резервы по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, а его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Статья: Рассмотрение дел, связанных с банкротством физических лиц
(1-й Арбитражный апелляционный суд)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Анализ финансового состояния должника, его сделок и заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства финансовым управляющим проведены не были, запросы в регистрирующие органы о наличии или отсутствии имущества у должника, совершенных им сделках, в пределах трехлетнего срока в арбитражный суд не представлены.
(1-й Арбитражный апелляционный суд)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Анализ финансового состояния должника, его сделок и заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства финансовым управляющим проведены не были, запросы в регистрирующие органы о наличии или отсутствии имущества у должника, совершенных им сделках, в пределах трехлетнего срока в арбитражный суд не представлены.
Статья: Особенности назначения наказания за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего
(Каплин С.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Недобросовестное исполнение обязанности по передаче документов конечно же препятствует осуществлению обязанностей временному, внешнему и конкурсному управляющим, поскольку существенно затрудняет как проведение анализа финансово-экономического состояния должника, так и формирование конкурсной массы, определения обоснованности требований кредиторов, оспаривание подозрительных сделок должника. Поэтому подобное бездействие может свидетельствовать о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ <2>. Санкция ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. То есть законодатель изначально не предусмотрел в указанной норме такой вид административного наказания, как предупреждение, придавая существенное значение данному правонарушению и негативным последствиям, которые могут наступить в результате незаконного воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего.
(Каплин С.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Недобросовестное исполнение обязанности по передаче документов конечно же препятствует осуществлению обязанностей временному, внешнему и конкурсному управляющим, поскольку существенно затрудняет как проведение анализа финансово-экономического состояния должника, так и формирование конкурсной массы, определения обоснованности требований кредиторов, оспаривание подозрительных сделок должника. Поэтому подобное бездействие может свидетельствовать о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ <2>. Санкция ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. То есть законодатель изначально не предусмотрел в указанной норме такой вид административного наказания, как предупреждение, придавая существенное значение данному правонарушению и негативным последствиям, которые могут наступить в результате незаконного воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего.
Статья: Защита права кредиторов на информацию в процедурах банкротства
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Согласно п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены названным Законом.
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Согласно п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены названным Законом.
Статья: Назначение и цели процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Наблюдение может быть введено арбитражным судом на срок до 7 месяцев, при этом в рамках данной процедуры соответствующее юридическое лицо технически не признается должником. Цель наблюдения - анализ финансового состояния предприятия или организации, назначение - составление реестра кредиторов, проведение их собрания.
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Наблюдение может быть введено арбитражным судом на срок до 7 месяцев, при этом в рамках данной процедуры соответствующее юридическое лицо технически не признается должником. Цель наблюдения - анализ финансового состояния предприятия или организации, назначение - составление реестра кредиторов, проведение их собрания.
Статья: Как не пропустить свое и чужое банкротство
(Некрасов А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)Внимательно изучите анализ финансового состояния должника. Напомним, согласно ст. 70 Закона о банкротстве такой анализ проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены законом.
(Некрасов А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)Внимательно изучите анализ финансового состояния должника. Напомним, согласно ст. 70 Закона о банкротстве такой анализ проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены законом.
Вопрос: Подлежат ли начисленные за период наблюдения проценты по облигационному займу включению в реестр требований кредиторов в конкурсном производстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.