Срок подготовки проекта освоения лесов



Подборка наиболее важных документов по запросу Срок подготовки проекта освоения лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение и расторжение договора аренды лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)
Судебные инстанции при проверке доводов министерства исходили из того, что для удовлетворения заявленных требований необходимо доказать не просто факт нарушения предпринимателем договорных условий, но и существенность таких нарушений, влекущих наступление неблагоприятных последствий, а также невозможность воздействия на арендатора иными способами, не прибегая к прекращению договорных отношений. Суды при разрешении спора установили, что после обращения министерства с иском предпринимателем произведен демонтаж деревянного настила с лестницей на металлических опорах, данный факт зафиксирован в акте выездного обследования территории (лесного участка)... Также предприниматель не имеет задолженности по арендным платежам... В настоящее [время - ред.] на рассмотрении в министерстве находится новый проект освоения лесов. На момент разрешения спора министерством государственная услуга не предоставлена, проект освоения лесов экспертизу до настоящего времени не прошел. Ответчик является заинтересованным лицом в предоставлении документации в срок, которым исполнена обязанность по подготовке и направлению проекта освоения лесов на государственную экспертизу, что подтверждается заявлением... При этом министерством не представлено доказательств того, что отсутствие проекта освоения лесов не позволяет предпринимателю поддерживать лесную инфраструктуру в пригодном для использования состоянии... [и что он - ред.] допускает ухудшение переданного ему в аренду имущества. Принимая во внимание, что договор аренды заключен на длительный (49 лет) срок, обязательства по нему арендатором исполняются, лесной участок освобожден от ранее выявленного сооружения (деревянного настила с лестницей на металлических опорах), судебные инстанции пришли к выводу о несоразмерности такой меры, как расторжение договора, степени нарушенного предпринимателем обязательства..."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 N 15АП-10002/2023 по делу N А32-29302/2020
Требование: О взыскании неустойки по договорам аренды лесных участков, расторжении договоров аренды, обязании вернуть лесные участки.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-32457/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020, отказано в иске министерства к акционерному обществу "Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" о расторжении договоров аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ, 17.09.2009 N 2-ИНВ, 17.09.2009 N 3-ИНВ, 28.04.2010 N 5-ИНВ, 01.10.2010 N 6-ИНВ. Суды пришли к выводу о том, что спорные договоры заключены сторонами в связи с реализацией инвестиционного проекта в области освоения лесов, включенного в установленном порядке в перечень приоритетных. В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. В случае невыполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта, заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190. Несмотря на допущенные обществом нарушения срока реализации инвестиционного проекта, основания для расторжения спорных договоров по приведенным министерством мотивам отсутствуют, поскольку инвестиционный проект, для реализации которого заключены указанные договоры, не исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Пункт 1 ст. 4.8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона о введение ЛК) предусматривает, что до 01.01.2026 для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством РФ при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в ст. 4.8 Закона о введении ЛК, сроком до 1 года.
Статья: Роль Росимущества в совершенствовании административно-правовых аспектов распоряжения древесиной
(Фирсов М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)
При подготовке лесопроекта (проекта освоения лесного участка, акта натурного технического обследования участка лесного фонда) освоения земельного участка объем и состав будущей заготавливаемой древесины исследуются и известны заранее. Это условие позволит, по сути, применить методику фьючерсных торгов, т.е. при внесении соответствующих изменений в Постановление N 604 территориальные органы Росимущества смогут организовывать торги древесиной, стоящей "на корню", и к моменту ее штабелирования уже будет известен покупатель, а денежные средства от ее приобретения будут перечислены в бюджет Российской Федерации. Эффективность организации фьючерсных торгов древесиной "на корню" подтверждается многолетней положительной зарубежной практикой <13>.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
1. До 1 января 2026 года для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в настоящей части, сроком до одного года.
Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2025 N АКПИ25-764
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 3.1 типовых договоров аренды лесных участков, утв. приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542>
Из части 1 статьи 4.8 Закона N 201-ФЗ, на противоречие которой оспариваемого положения указывают административные истцы, следует, что до 1 января 2026 года для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в данной части, сроком до одного года.
показать больше документов