Срок подачи надзорной жалобы в верховный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок подачи надзорной жалобы в верховный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Порядок подачи надзорной жалобы в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)2. Срок на подачу надзорной жалобы
(КонсультантПлюс, 2025)2. Срок на подачу надзорной жалобы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обжалование решения суда общей юрисдикции по гражданскому делу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 391.2 ГПК РФ надзорная жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ в течение 3 месяцев со дня вступления оспариваемых судебных постановлений в законную силу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 391.2 ГПК РФ надзорная жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ в течение 3 месяцев со дня вступления оспариваемых судебных постановлений в законную силу.
Статья: Подача жалобы в Верховный Суд РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 308.1 АПК надзорные жалоба, представление на судебные акты, которые могут быть объектом пересмотра, подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 4 ст. 308.1 АПК надзорные жалоба, представление на судебные акты, которые могут быть объектом пересмотра, подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
(ред. от 31.07.2025)2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)4. Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
(ред. от 01.04.2025)4. Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция КС РФ, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя ВС РФ, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <7>.
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция КС РФ, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя ВС РФ, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <7>.
Статья: Оценка фундаментальности нарушения правовой нормы как основания для применения экстраординарной процессуальной формы рассмотрения надзорной жалобы в гражданском судопроизводстве России: актуальные вопросы теории и практики
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что под фундаментальными (по смыслу ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ) следует понимать нарушения судами нижестоящих инстанций общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, принципов (основополагающих правил) осуществления правосудия, установленных Конституцией Российской Федерации, а также ГПК РФ, требующие применения экстраординарной процессуальной формы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Предусмотренный ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ более продолжительный срок подачи надзорной жалобы, представления на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя не может рассматриваться в качестве альтернативы общему порядку восстановления пропущенного срока на подачу надзорной жалобы, представления (ст. 391.2 ГПК РФ) в случаях, когда такой срок пропущен заявителем, а из содержания надзорных жалобы, представления не усматривается признаков фундаментальности допущенных судами нарушений.
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что под фундаментальными (по смыслу ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ) следует понимать нарушения судами нижестоящих инстанций общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, принципов (основополагающих правил) осуществления правосудия, установленных Конституцией Российской Федерации, а также ГПК РФ, требующие применения экстраординарной процессуальной формы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Предусмотренный ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ более продолжительный срок подачи надзорной жалобы, представления на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя не может рассматриваться в качестве альтернативы общему порядку восстановления пропущенного срока на подачу надзорной жалобы, представления (ст. 391.2 ГПК РФ) в случаях, когда такой срок пропущен заявителем, а из содержания надзорных жалобы, представления не усматривается признаков фундаментальности допущенных судами нарушений.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <1>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 340. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 340. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации