Срок обжалования решения административного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования решения административного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 208 "Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Из системного толкования статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что срок на обжалование решений административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. При этом в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 207 "Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Из системного толкования статьи 207 АПК РФ и статьи 30.3 КоАП РФ следует, что срок на обжалование решений административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 95. О возможности восстановления срока внесудебного
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 95. О возможности восстановления срока внесудебного
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Однако ранее мы уже обратили внимание, что оспаривание действий уполномоченных лиц ограничено моментом времени до заключения контракта (п. 3 - 6 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ), помимо этого, имеет место сокращение сроков исковой давности по оспариванию решений административных органов (п. 9 ст. 106). Поэтому, несмотря на факты нарушения норм права, нарушения интересов заинтересованных лиц, юрисдикционные органы отказывают в расторжении контрактных отношений, отмене результатов определения контрагента в том случае, если на момент слушания дела контракт уже был заключен <6>.
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Однако ранее мы уже обратили внимание, что оспаривание действий уполномоченных лиц ограничено моментом времени до заключения контракта (п. 3 - 6 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ), помимо этого, имеет место сокращение сроков исковой давности по оспариванию решений административных органов (п. 9 ст. 106). Поэтому, несмотря на факты нарушения норм права, нарушения интересов заинтересованных лиц, юрисдикционные органы отказывают в расторжении контрактных отношений, отмене результатов определения контрагента в том случае, если на момент слушания дела контракт уже был заключен <6>.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. Указанные в части 1 настоящей статьи сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть продлены в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 141 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)5. Указанные в части 1 настоящей статьи сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть продлены в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 141 настоящего Кодекса.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
(ред. от 01.04.2025)1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)В АПК РФ также предусмотрено рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также оспаривание решений о привлечении к административной ответственности. Глава 25 АПК регулирует вопросы привлечения к административной ответственности. Данные дела рассматриваются в общеисковом порядке с особенностями данной главы. В целом процедура привлечения к административной ответственности в судебном порядке совпадает с той, что указана в КоАП РФ. Суд устанавливает, имелись ли событие и факт его совершения лицом, основания для составления протокола и полномочия административного органа, его составившего, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к ней данного лица. Заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту жительства заявителя или по месту нахождения административного органа. Примечательно, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения, тогда как в КоАП РФ возможно приостановление только при вынесении прокурором протеста. В отличие от КоАП РФ, предусматривающего презумпцию невиновности, АПК РФ указывает на обязанность доказывания обстоятельств привлечения к административной ответственности административного органа, принявшего оспариваемое решение. Сроки принятия решений и их вступления в силу совпадают с КоАП РФ.
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)В АПК РФ также предусмотрено рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также оспаривание решений о привлечении к административной ответственности. Глава 25 АПК регулирует вопросы привлечения к административной ответственности. Данные дела рассматриваются в общеисковом порядке с особенностями данной главы. В целом процедура привлечения к административной ответственности в судебном порядке совпадает с той, что указана в КоАП РФ. Суд устанавливает, имелись ли событие и факт его совершения лицом, основания для составления протокола и полномочия административного органа, его составившего, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к ней данного лица. Заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту жительства заявителя или по месту нахождения административного органа. Примечательно, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения, тогда как в КоАП РФ возможно приостановление только при вынесении прокурором протеста. В отличие от КоАП РФ, предусматривающего презумпцию невиновности, АПК РФ указывает на обязанность доказывания обстоятельств привлечения к административной ответственности административного органа, принявшего оспариваемое решение. Сроки принятия решений и их вступления в силу совпадают с КоАП РФ.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд, в отличие от Роспатента, исходит из разумности законодателя и из того, что именно по этой причине положения пункта 1 статьи 1500 ГК РФ ограничивают возможность обжалования решения административного органа о государственной регистрации товарного знака лишь сроком (законодатель со всей очевидностью имел в виду, что в той части, в которой регистрация товарного знака возможна, жалоба заявителем подана не будет).
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд, в отличие от Роспатента, исходит из разумности законодателя и из того, что именно по этой причине положения пункта 1 статьи 1500 ГК РФ ограничивают возможность обжалования решения административного органа о государственной регистрации товарного знака лишь сроком (законодатель со всей очевидностью имел в виду, что в той части, в которой регистрация товарного знака возможна, жалоба заявителем подана не будет).