Справка-обоснование решения о распоряжении недвижимым имуществом
Подборка наиболее важных документов по запросу Справка-обоснование решения о распоряжении недвижимым имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое право собственности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Что такое право распоряжения имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)4. Что такое право распоряжения имуществом
Готовое решение: Как составить доверенность на распоряжение имуществом юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как составить доверенность на распоряжение недвижимым имуществом юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как составить доверенность на распоряжение недвижимым имуществом юридического лица
Нормативные акты
<Письмо> Росимущества от 31.01.2020 N ВЯ-08/2882
"О порядке распоряжения федеральным имуществом"5) справка-обоснование решения о распоряжении недвижимым имуществом, содержащая в том числе сведения, подтверждающие потребность организации, за которой планируется закрепить объекты недвижимого имущества, в данном недвижимом имуществе (при закреплении административных зданий, офисных помещений - данные о штатной численности организации, данные о занимаемых в настоящее время офисных помещениях с указанием площади, данные о дефиците площадей; при закреплении иных объектов недвижимого имущества - сведения о дальнейшем целевом использовании данных объектов), а также информацию о наличии достаточных объемов финансирования расходов, связанных с содержанием предлагаемых к закреплению объектов недвижимого имущества (в отношении федеральных учреждений, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - подтверждение органа, осуществляющего полномочия учредителя);
"О порядке распоряжения федеральным имуществом"5) справка-обоснование решения о распоряжении недвижимым имуществом, содержащая в том числе сведения, подтверждающие потребность организации, за которой планируется закрепить объекты недвижимого имущества, в данном недвижимом имуществе (при закреплении административных зданий, офисных помещений - данные о штатной численности организации, данные о занимаемых в настоящее время офисных помещениях с указанием площади, данные о дефиците площадей; при закреплении иных объектов недвижимого имущества - сведения о дальнейшем целевом использовании данных объектов), а также информацию о наличии достаточных объемов финансирования расходов, связанных с содержанием предлагаемых к закреплению объектов недвижимого имущества (в отношении федеральных учреждений, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - подтверждение органа, осуществляющего полномочия учредителя);
Приказ Росимущества от 30.05.2024 N 74
"Об утверждении Методических рекомендаций о порядке рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти и иных правообладателей о передаче излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества в государственную казну Российской Федерации и размещения информации о таком имуществе на официальном сайте Росимущества в разделе "Маркетплейс"6. Справка-обоснование решения о распоряжении Имуществом, содержащая в том числе сведения, подтверждающие потребность правообладателя в Имуществе, которое планируется за ним закрепить:
"Об утверждении Методических рекомендаций о порядке рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти и иных правообладателей о передаче излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества в государственную казну Российской Федерации и размещения информации о таком имуществе на официальном сайте Росимущества в разделе "Маркетплейс"6. Справка-обоснование решения о распоряжении Имуществом, содержащая в том числе сведения, подтверждающие потребность правообладателя в Имуществе, которое планируется за ним закрепить:
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)<43> Интересно отметить, что первоначальная редакция законопроекта N 778655-6 (см.: паспорт проекта федерального закона N 778655-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") кардинально отличалась от итоговой редакции и предполагала создание института комплексного развития промышленной зоны. При этом в пояснительной записке процедура изъятия рассматривалась не столько как инструмент, необходимый для удовлетворения публичных нужд, сколько как санкция за недобросовестное поведение собственника, не желающего участвовать в комплексном развитии промышленных зон. Такое поведение авторами законопроекта рассматривалось как злоупотребление правом. Первая редакция законопроекта подверглась критике со стороны Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В экспертном заключении по проекту федерального закона N 778655-6 отмечалось, что фактически собственники не вправе отказаться от навязываемых им решений по распоряжению своей собственностью. То есть, по сути, стороннее лицо принуждает собственников под угрозой изъятия принадлежащей им собственности к распоряжению недвижимостью в той форме, которую укажет собственникам это стороннее лицо.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)<43> Интересно отметить, что первоначальная редакция законопроекта N 778655-6 (см.: паспорт проекта федерального закона N 778655-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") кардинально отличалась от итоговой редакции и предполагала создание института комплексного развития промышленной зоны. При этом в пояснительной записке процедура изъятия рассматривалась не столько как инструмент, необходимый для удовлетворения публичных нужд, сколько как санкция за недобросовестное поведение собственника, не желающего участвовать в комплексном развитии промышленных зон. Такое поведение авторами законопроекта рассматривалось как злоупотребление правом. Первая редакция законопроекта подверглась критике со стороны Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В экспертном заключении по проекту федерального закона N 778655-6 отмечалось, что фактически собственники не вправе отказаться от навязываемых им решений по распоряжению своей собственностью. То есть, по сути, стороннее лицо принуждает собственников под угрозой изъятия принадлежащей им собственности к распоряжению недвижимостью в той форме, которую укажет собственникам это стороннее лицо.
Статья: Публичное имущество
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2019, N 7)Структурное подчинение возникает между публичными органами (субъектами), наделенными правомочиями участниками государственной властной деятельности (ч. 1 ст. 11 Конституции России). В сфере распорядительной деятельности структурное подчинение характерно прежде всего для взаимоотношений Президента РФ и федерального Правительства. Властные полномочия главы государства во всех сферах внутренней и внешней политики предопределяют его доминирующую роль во взаимоотношениях такого рода. Президент РФ определяет содержание имущественных правомочий федерального Правительства, устанавливая содержание его обязанностей в сферах владения, пользования и распоряжения публичной недвижимостью и движимыми вещами. Учреждение Президентом РФ органа исполнительной власти, внесение коррективов в организационно-правовые формы министерств, ведомств всегда влекут за собой возникновение имущественных обязанностей федерального Правительства, управомоченного на обеспечение надлежащих материально-технических предпосылок исполнения решения, принятого главой государства <11>. Властная деятельность Президента РФ обусловлена доминантой его внутриполитических полномочий, в том числе и применительно к решениям, предусматривающим отчуждение объекта недвижимости для публичных нужд. Пользование и распоряжение имущественным объектом, влекущие за собой значимые объемы финансирования, превышающие 0,1 процента расходной части бюджета, на практике всегда квалифицируются в качестве атрибута осуществления внутриполитического полномочия, в том числе и применительно к сферам экономики, промышленности, социальной политики и культуры, находящимся в ведении Правительства РФ. Любое внутриполитическое решение главы государства, наряду с его решениями в сфере внешнеполитической деятельности, изначально предусматривает фиксацию имущественных правомочий федерального Правительства, обусловленных функциями материально-технического обеспечения, установленными соответствующим указом Президента РФ.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2019, N 7)Структурное подчинение возникает между публичными органами (субъектами), наделенными правомочиями участниками государственной властной деятельности (ч. 1 ст. 11 Конституции России). В сфере распорядительной деятельности структурное подчинение характерно прежде всего для взаимоотношений Президента РФ и федерального Правительства. Властные полномочия главы государства во всех сферах внутренней и внешней политики предопределяют его доминирующую роль во взаимоотношениях такого рода. Президент РФ определяет содержание имущественных правомочий федерального Правительства, устанавливая содержание его обязанностей в сферах владения, пользования и распоряжения публичной недвижимостью и движимыми вещами. Учреждение Президентом РФ органа исполнительной власти, внесение коррективов в организационно-правовые формы министерств, ведомств всегда влекут за собой возникновение имущественных обязанностей федерального Правительства, управомоченного на обеспечение надлежащих материально-технических предпосылок исполнения решения, принятого главой государства <11>. Властная деятельность Президента РФ обусловлена доминантой его внутриполитических полномочий, в том числе и применительно к решениям, предусматривающим отчуждение объекта недвижимости для публичных нужд. Пользование и распоряжение имущественным объектом, влекущие за собой значимые объемы финансирования, превышающие 0,1 процента расходной части бюджета, на практике всегда квалифицируются в качестве атрибута осуществления внутриполитического полномочия, в том числе и применительно к сферам экономики, промышленности, социальной политики и культуры, находящимся в ведении Правительства РФ. Любое внутриполитическое решение главы государства, наряду с его решениями в сфере внешнеполитической деятельности, изначально предусматривает фиксацию имущественных правомочий федерального Правительства, обусловленных функциями материально-технического обеспечения, установленными соответствующим указом Президента РФ.
Готовое решение: Общая собственность: какой она бывает, когда возникает и прекращается
(КонсультантПлюс, 2025)Количество голосов, принадлежащих собственнику недвижимой вещи, пропорционально размеру его доли в праве собственности на общее имущество. По общему правилу вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом решаются большинством голосов всех собственников недвижимых вещей. Иное число голосов может быть предусмотрено законом (п. п. 2, 3 ст. 259.3 ГК РФ). В частности, решение должно быть принято (п. п. 4, 5 ст. 259.3 ГК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Количество голосов, принадлежащих собственнику недвижимой вещи, пропорционально размеру его доли в праве собственности на общее имущество. По общему правилу вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом решаются большинством голосов всех собственников недвижимых вещей. Иное число голосов может быть предусмотрено законом (п. п. 2, 3 ст. 259.3 ГК РФ). В частности, решение должно быть принято (п. п. 4, 5 ст. 259.3 ГК РФ):
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)8.1. В некоторых случаях орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" осуществляет полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято решение межведомственного коллегиального органа, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". В нем речь идет о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)8.1. В некоторых случаях орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" осуществляет полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято решение межведомственного коллегиального органа, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". В нем речь идет о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Статья: Раздел имущества, приобретенного в ипотеку с использованием средств материнского (семейного) капитала
(Пятина И.А., Игнатенко В.А.)
("Сайт "Адвокатская газета", 2024)Его решение важно для практики, поскольку, если такой порядок определения судьбы недвижимого имущества является формой распоряжения или отчуждения, в таком случае согласие банка будет обязательным.
(Пятина И.А., Игнатенко В.А.)
("Сайт "Адвокатская газета", 2024)Его решение важно для практики, поскольку, если такой порядок определения судьбы недвижимого имущества является формой распоряжения или отчуждения, в таком случае согласие банка будет обязательным.
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Решение указанных задач означает допуск как можно более широкого круга лиц - потенциальных арендаторов к участию в заключении договора аренды, что способствует обеспечению необходимой конкурентной среды и ограничению коррупционных проявлений при распоряжении федеральной недвижимостью.
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Решение указанных задач означает допуск как можно более широкого круга лиц - потенциальных арендаторов к участию в заключении договора аренды, что способствует обеспечению необходимой конкурентной среды и ограничению коррупционных проявлений при распоряжении федеральной недвижимостью.
Статья: Об институте "экономической точки зрения" на холдинговые правоотношения
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Фабула спора. Совет директоров дочернего общества концерна принял решение об одобрении передачи концерну объектов недвижимого имущества и об утверждении перечня принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества. Исполняя данное решение, стороны этой специфической сделки подписали акт приема-передачи указанного имущества, дочерняя и материнская компании обратились в региональное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на упомянутые объекты недвижимости. Однако управление отказало в государственной регистрации перехода права собственности концерна на недвижимость. Концерн оспорил решение госоргана и проиграл процесс: арбитражные суды трех инстанций поддержали управление. "Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что сделка по передаче имущества от дочернего общества <...> к основному обществу (концерну) должна быть квалифицирована как дарение, и указали на невозможность осуществления дарения в отношениях между коммерческими организациями в силу пп. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса. Решение концерна о приобретении спорного недвижимого имущества путем изъятия его у собственника <...> истолковано как распоряжение чужим имуществом" <1>.
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Фабула спора. Совет директоров дочернего общества концерна принял решение об одобрении передачи концерну объектов недвижимого имущества и об утверждении перечня принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества. Исполняя данное решение, стороны этой специфической сделки подписали акт приема-передачи указанного имущества, дочерняя и материнская компании обратились в региональное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на упомянутые объекты недвижимости. Однако управление отказало в государственной регистрации перехода права собственности концерна на недвижимость. Концерн оспорил решение госоргана и проиграл процесс: арбитражные суды трех инстанций поддержали управление. "Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что сделка по передаче имущества от дочернего общества <...> к основному обществу (концерну) должна быть квалифицирована как дарение, и указали на невозможность осуществления дарения в отношениях между коммерческими организациями в силу пп. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса. Решение концерна о приобретении спорного недвижимого имущества путем изъятия его у собственника <...> истолковано как распоряжение чужим имуществом" <1>.
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
Статья: Нотариальное удостоверение сделок по распоряжению имуществом на условиях доверительного управления
(Фомин В.А., Ралько В.В.)
("Нотариус", 2016, N 4)Согласно п. 1 ст. 38 ГК РФ орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении имуществом при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного. Таким образом, по указанной конструкции орган опеки и попечительства выступает в роли учредителя доверительного управления, при этом подопечный занимает место выгодоприобретателя. В таком случае необходимым документом для удостоверения сделок по распоряжению недвижимым имуществом на условиях доверительного управления является решение суда, на основании которого установлены опека и договор доверительного управления.
(Фомин В.А., Ралько В.В.)
("Нотариус", 2016, N 4)Согласно п. 1 ст. 38 ГК РФ орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении имуществом при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного. Таким образом, по указанной конструкции орган опеки и попечительства выступает в роли учредителя доверительного управления, при этом подопечный занимает место выгодоприобретателя. В таком случае необходимым документом для удостоверения сделок по распоряжению недвижимым имуществом на условиях доверительного управления является решение суда, на основании которого установлены опека и договор доверительного управления.
Статья: Практика изъятия неиспользуемого недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением (университетом)
(Дмитрикова Е.А.)
("Ленинградский юридический журнал", 2018, N 4)<3> Комиссия функционировала в качестве координационного органа по обеспечению принятия решений Министерства образования и науки РФ по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных организаций. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 1373 "О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций" // СПС "КонсультантПлюс".
(Дмитрикова Е.А.)
("Ленинградский юридический журнал", 2018, N 4)<3> Комиссия функционировала в качестве координационного органа по обеспечению принятия решений Министерства образования и науки РФ по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных организаций. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 1373 "О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций" // СПС "КонсультантПлюс".