Создание казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Соответственно, иски по долгам казенных предприятий могут быть предъявлены к публично-правовому образованию как к собственнику имущества созданного им казенного предприятия."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56 "Ответственность юридического лица" ГК РФ"Соответственно, иски по долгам казенных предприятий могут быть предъявлены к публично-правовому образованию как к собственнику имущества созданного им казенного предприятия, не исполнившего свои обязательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Создание и государственная регистрация казенного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Создание и государственная регистрация казенного предприятия
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления, которому имущество принадлежит на праве собственности, вправе передать данное имущество созданному им учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления (ст. ст. 113, 123.21 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления, которому имущество принадлежит на праве собственности, вправе передать данное имущество созданному им учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления (ст. ст. 113, 123.21 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В силу п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В силу п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу запрещен законом
(КонсультантПлюс, 2025)При подборе кандидата на должность учтите, что есть категории граждан, прием на работу которых прямо запрещен или ограничен законом. В частности, кандидат, претендующий занять должность руководителя, главного бухгалтера или должность, связанную с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральном государственном учреждении или в федеральном государственном унитарном предприятии (федеральном казенном предприятии), созданном для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, не может трудиться в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Отказ в приеме на работу такому кандидату правомерен. Это следует из ч. 2 ст. 64, ч. 1 ст. 349.2 ТК РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568.
(КонсультантПлюс, 2025)При подборе кандидата на должность учтите, что есть категории граждан, прием на работу которых прямо запрещен или ограничен законом. В частности, кандидат, претендующий занять должность руководителя, главного бухгалтера или должность, связанную с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральном государственном учреждении или в федеральном государственном унитарном предприятии (федеральном казенном предприятии), созданном для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, не может трудиться в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Отказ в приеме на работу такому кандидату правомерен. Это следует из ч. 2 ст. 64, ч. 1 ст. 349.2 ТК РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568.
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Для реализации государственных и муниципальных полномочий федеральная территория как публично-правовой субъект вправе использовать соответствующие организационные и правовые формы: создавать унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения; участвовать в хозяйственных обществах; учреждать некоммерческие организации; осуществлять финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений и выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями; осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; заключать концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве; выступать распорядителем бюджетных средств; осуществлять нормативное правовое регулирование в том же объеме, в каком его осуществляют субъекты РФ и муниципальные образования при реализации соответствующих полномочий с учетом особенностей формы нормативного правового акта (части 13 и 14 статьи 8 Федерального закона о Сириусе).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Для реализации государственных и муниципальных полномочий федеральная территория как публично-правовой субъект вправе использовать соответствующие организационные и правовые формы: создавать унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения; участвовать в хозяйственных обществах; учреждать некоммерческие организации; осуществлять финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений и выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями; осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; заключать концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве; выступать распорядителем бюджетных средств; осуществлять нормативное правовое регулирование в том же объеме, в каком его осуществляют субъекты РФ и муниципальные образования при реализации соответствующих полномочий с учетом особенностей формы нормативного правового акта (части 13 и 14 статьи 8 Федерального закона о Сириусе).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае передачи имущества в оперативное управление (при создании казенного предприятия), закон также ограничивает собственника в правах на передаваемое имущество, но сохраняет за ним значительно больший объем прав, чем в случае передачи имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества вправе осуществлять не только полномочия, предусмотренные ст. 295 ГК РФ, но и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность казенного предприятия, например, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае передачи имущества в оперативное управление (при создании казенного предприятия), закон также ограничивает собственника в правах на передаваемое имущество, но сохраняет за ним значительно больший объем прав, чем в случае передачи имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества вправе осуществлять не только полномочия, предусмотренные ст. 295 ГК РФ, но и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность казенного предприятия, например, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Распорядительная система создания юридических лиц связывается с прямым участием государства в экономике путем создания юридических лиц в форме казенных предприятий и акционерных компаний, капитал которых принадлежит государству. При распорядительной системе основанием для создания юридического лица является распорядительный акт государства.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Распорядительная система создания юридических лиц связывается с прямым участием государства в экономике путем создания юридических лиц в форме казенных предприятий и акционерных компаний, капитал которых принадлежит государству. При распорядительной системе основанием для создания юридического лица является распорядительный акт государства.
Готовое решение: Льготируемое имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)органы публичной власти федеральной территории "Сириус", унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти этой федеральной территории в целях обеспечения реализации их полномочий;
(КонсультантПлюс, 2025)органы публичной власти федеральной территории "Сириус", унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти этой федеральной территории в целях обеспечения реализации их полномочий;
Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарными предприятиями являются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях), на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарными предприятиями являются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях), на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).