Составление мотивированного решения по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление мотивированного решения по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица органа власти, учреждения, предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Решением судьи Верховного суда Республики... решение судьи районного суда изменено, из мотивировочной части решения исключены выводы о существенном нарушении... выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков...
(КонсультантПлюс, 2025)Решением судьи Верховного суда Республики... решение судьи районного суда изменено, из мотивировочной части решения исключены выводы о существенном нарушении... выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков...
"Справка по обобщению судебной практики судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции за первое полугодие 2025 года"
(утв. Президиумом Девятого кассационного суда общей юрисдикции 02.09.2025)6. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
(утв. Президиумом Девятого кассационного суда общей юрисдикции 02.09.2025)6. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (влекущих наказание в виде административного ареста, выдворения, приостановления деятельности, а также дела о нарушении избирательных прав граждан). При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (влекущих наказание в виде административного ареста, выдворения, приостановления деятельности, а также дела о нарушении избирательных прав граждан). При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В случаях, когда протокол об административном правонарушении, составителем которого явился представитель Государственной жилищной инспекции, в отношении управляющей организации или ее должностного лица содержит неправильную квалификацию нарушений правил содержания, ремонта, технического обслуживания многоквартирных жилых домов (например, по ст. 7.22 или ч. 2 ст. 7.23.1 КоАП РФ) и в нем отсутствуют ссылки на то, какие нормы Положения о лицензировании в данном случае были нарушены, а материалы проверки не позволяют сделать вывод о том, что проверочные мероприятия проводились в рамках лицензионного контроля, то судье следует решить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мотивируя такое решение тем, что в протоколе событие правонарушения должным образом не описано, изложенные в протоколе обстоятельства правонарушения не соответствуют указанной в нем квалификации и противоречат представленным материалам, из содержания которых усматривается, что фактически в отношении организации осуществлялась проверка соблюдения лицензионных требований и были выявлены нарушения, подпадающие под действие ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В случаях, когда протокол об административном правонарушении, составителем которого явился представитель Государственной жилищной инспекции, в отношении управляющей организации или ее должностного лица содержит неправильную квалификацию нарушений правил содержания, ремонта, технического обслуживания многоквартирных жилых домов (например, по ст. 7.22 или ч. 2 ст. 7.23.1 КоАП РФ) и в нем отсутствуют ссылки на то, какие нормы Положения о лицензировании в данном случае были нарушены, а материалы проверки не позволяют сделать вывод о том, что проверочные мероприятия проводились в рамках лицензионного контроля, то судье следует решить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, составивший протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мотивируя такое решение тем, что в протоколе событие правонарушения должным образом не описано, изложенные в протоколе обстоятельства правонарушения не соответствуют указанной в нем квалификации и противоречат представленным материалам, из содержания которых усматривается, что фактически в отношении организации осуществлялась проверка соблюдения лицензионных требований и были выявлены нарушения, подпадающие под действие ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Завершающей частью судебного разбирательства является оглашение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что долгое время КоАП РФ не предусматривал возможность объявления только резолютивной части постановления и отложения составления его мотивировочной части. Поэтому во всех случаях постановление по делу изготавливалось в полном объеме и оглашалось сразу же по окончании рассмотрения дела. Однако в связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ, в настоящее время судья вправе объявить только резолютивную часть постановления, отложив составление мотивированного постановления на три дня.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Завершающей частью судебного разбирательства является оглашение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что долгое время КоАП РФ не предусматривал возможность объявления только резолютивной части постановления и отложения составления его мотивировочной части. Поэтому во всех случаях постановление по делу изготавливалось в полном объеме и оглашалось сразу же по окончании рассмотрения дела. Однако в связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ, в настоящее время судья вправе объявить только резолютивную часть постановления, отложив составление мотивированного постановления на три дня.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)После проверки и рассмотрения соответствующей информации осуществляется переход к следующему этапу, на котором должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, может быть принято решение о возбуждении производства по делу (в случае наличия соответствующих поводов и достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения) (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ) либо решение об отказе в возбуждении производства по делу, оформляемое в виде мотивированного определения (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)После проверки и рассмотрения соответствующей информации осуществляется переход к следующему этапу, на котором должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, может быть принято решение о возбуждении производства по делу (в случае наличия соответствующих поводов и достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения) (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ) либо решение об отказе в возбуждении производства по делу, оформляемое в виде мотивированного определения (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принцип состязательности при привлечении лица к административной ответственности в полной мере находит отражение в описательно-мотивировочной части многих судебных решений, в которых исследуются позиции (показания) должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, свидетелей, пояснения специалиста (эксперта), доводы защитника и лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом судом дается соответствующая оценка вышеназванному, обосновываются мотивы принятия или отклонения <7>.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принцип состязательности при привлечении лица к административной ответственности в полной мере находит отражение в описательно-мотивировочной части многих судебных решений, в которых исследуются позиции (показания) должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, свидетелей, пояснения специалиста (эксперта), доводы защитника и лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом судом дается соответствующая оценка вышеназванному, обосновываются мотивы принятия или отклонения <7>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности суд общей юрисдикции принимает постановление (ст. 29.10 КоАП РФ), арбитражный суд принимает решение (ст. 206 АПК РФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности суд общей юрисдикции принимает постановление (ст. 29.10 КоАП РФ), арбитражный суд принимает решение (ст. 206 АПК РФ).
Статья: Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<8> Аналогично ч. 3 и 4 ст. 198 ГПК РФ о том, что мировой судья может не составлять мотивированного решения, и основания его составления.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<8> Аналогично ч. 3 и 4 ст. 198 ГПК РФ о том, что мировой судья может не составлять мотивированного решения, и основания его составления.